Закон представляет собой набор мер экстренного реагирования и предусматривает внесение изменений в более чем три десятка отраслевых законов, регулирующих различные сферы, среди которых социальные гарантии отдельных категорий граждан, банкротство граждан и юридических лиц, корпоративные процедуры в некоммерческих организациях. Мы рассмотрим ту часть нововведений, которые затрагивают интересы бизнеса и предпринимателей.
Меры по поддержке рынка перевозок
Транспортная отрасль наиболее пострадала от распространения COVID-19, когда большинство стран мира приостановило все виды международного сообщения. При этом авиационный сегмент в сравнении с другие испытывает наиболее тяжелые последствия, поскольку он по определению глобален: целью его функционирования является перемещение людей и грузов по всем миру — для туризма, бизнеса и торговли.
По данным Росавиации, в мае текущего года российские перевозчики обслужили 946 000 пассажиров, пассажирооборот снизился на 92,5 % и составил 1,984 млрд пассажирокилометров. Самый крупный российский авиаперевозчик, «Аэрофлот», перевез в мае лишь 206 000 пассажиров (против почти 3 млн в мае 2019 года).
Кризис развивался стремительно: сначала Азия (в январе), а затем Европа и Америка (в марте) закрыли свои международные ворота в надежде остановить распространение пандемии. Рынок авиаперевозок рухнул. «К концу мая большинство авиакомпаний мира станут банкротами. Власти и отрасль должно действовать согласованно и без промедления, если мы хотим избежать катастрофы», — написал отраслевой портал Centre for Aviation (CAPA). Глава IATA Александр де Жуньяк призвал правительства всех стран оказать посильную помощь своим национальным авиакомпаниям.
Справедливости ради стоит отметить, что пострадали не только перевозчики, но и вся зависимая от них отраслевая инфраструктура (аэропорты, поставщики топлива, эксплуатирующие и ремонтные компании, подрядчики и т.д.). Поэтому в большинстве стран мира помощь действительно была оказана: в виде налоговых послаблений, прямой финансовой помощи, освобождения от части обязательств по слотам, и т.д. В России, по разным оценкам, государственная программа финансовой помощи авиакомпаниям составила до 25 млрд рублей, аэропортам — порядка 10 млрд рублей.
Однако значимым фактором, влияющим как на финансовую стабильность перевозчиков, так и на политику справедливой компенсации для пассажиров, являлся вопрос о возврате денег за авиабилеты, которые были куплены, но не использованы в связи с введенными ограничениями. Понятно, что по известным причинам одновременная выплата денег по всем неиспользованным билетам еще более бы усугубила положение.
Одной из мер, предусмотренных новым законом, является предоставление при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории РФ права как перевозчику, так и пассажиру отказаться от исполнения договора перевозки. Порядок и сроки возврата денег за билеты при этом должны быть установлены правительством России: это может быть, например, расчет ваучерами, предоставляющими право на оформление билета на будущее (практикуется в добровольном порядке многими авиакомпаниями). Речь при этом идет только о билетах на рейсы после 01 февраля 2020 года.
Аналогичные нормы внесены в Кодекс торгового мореплавания (регулирует морские пассажирские перевозки), Кодекс внутреннего водного транспорта (регулирует пассажирские перевозки по внутренним водным путям), а также в Устав железнодорожного транспорта. Стоит отметить, что указанные меры не распространяются на автомобильные перевозки, а также на перевозку грузов.
Меры по судебной рассрочке в рамках банкротства
Закон предусматривает право должника (индивидуального предпринимателя или юридического лица), подавшего заявление о собственном банкротстве, на судебную рассрочку, которая при определенных условиях может быть предоставлена на срок до одного года. Должник при этом должен относиться к одной из категорий лиц, на которых распространяется мораторий на возбуждение дел о банкротстве (индивидуальные предприниматели и предприятия, относящиеся к отраслям, наиболее пострадавшим от последствий коронавирусной инфекции; стратегические предприятия; системообразующие организации).
Меры по поддержке малого и среднего предпринимательства
По разным оценкам, около 50 000 предпринимателей воспользовались правом выкупа публичной недвижимости. Новым законом устанавливается право предпринимателей инициировать отсрочку на срок от шести до двенадцати месяцев платежей за приобретенное им в рассрочку арендуемое недвижимое имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности. Такая отсрочка должна быть предоставлена если договор купли-продажи был заключен до принятия в 2020 году соответствующего решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Законом изменяется положение, в соответствии с которым исключается финансовая поддержка предпринимателям, осуществляющим производство или реализацию подакцизной продукции, а также добычу полезных ископаемых. Новый порядок предусматривает полномочие правительства принимать окончательное решение в отношении этой категории получателей.
Субъекты МСП, осуществляющие деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших от последствий распространения коронавирусной инфекции (постановление правительства № 434 от 03 апреля 2020 года), наделяются правом в случае недостижения соглашения с арендодателем об уменьшении арендной платы отказаться от договора аренды, заключенного на определенный срок. Убытки в виде упущенной выгоды, убытки при прекращении договора, иные подлежащие выплате арендодателю при прекращении договора суммы (кроме обеспечительного взноса) – с арендатора не взимаются. Это касается договоров аренды, если они заключены до введения режима повышенной готовности или ЧС. Определенно, эта мера будет способствовать установлению баланса интересов участников арендных отношений в сфере общепита, гостиничного бизнеса, розничной торговли непродовольственными товарами, бытовых услуг – то есть тех бизнесов, где складывается сейчас катастрофическая ситуация. Например, по разным оценкам, до 90 % кафе и ресторанов в Москве и области могут прекратить свою деятельность, в том числе по причине неурегулированных долгов с владельцами арендуемых ими помещений.
Пакет антикризисных мер, предусмотренный законом от 08 июня 2020 года, принят как раз накануне снятия большинства ограничений экономической деятельности, введенных начиная с марта. Хочется надеяться, что эти меры наряду с ранее принятыми, станут достаточными и своевременными средствами поддержки для отечественной экономики, находящейся далеко не в лучшей форме.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции