«Трудно было заставить кого-либо воспринимать меня всерьез, потому что я не 60-летний белый мужчина, а в моей отрасли их большинство, — говорит Гаураб Чакрабарти, сооснователь и гендиректор производителя специализированной химической продукции Solugen. — Я пытался завоевать какой-то авторитет, но в мыслях всегда повторял: «Ну, этот человек работает в отрасли дольше, чем я живу».
Но Чакрабарти и его друг Шон Хант, с которым они вместе основали компанию на последнем курсе медицинского факультета, выстояли, получив в 2016 году $120 000 финансирования от ведущего бизнес-инкубатора Y Combinator. В 2017 году партнеры — обоим на тот момент было 27 лет — попали в список Forbes «30 до 30» за революционное открытие: экологичный процесс создания перекиси водорода из растений, пригодной для применения в пищевой промышленности. Компания Solugen, расположенная в Хьюстоне и получившая $80 млн от ведущих венчурных фирм, включая Founders Fund, вошла в последний рейтинг 25 самых перспективных стартапов по версии Forbes.
Возвращение «единорога»: как потерять все и снова покорить Кремниевую долину
Чакрабарти и Хант не одиноки. В рейтинг самых перспективных стартапов этого года попали еще шесть человек из прошлых списков «30 до 30»: Джефф Краттенден, сооснователь приложения для автоматических инвестиций Acorns; Джереми Джонсон и Айнолува Абойеджи, создавшие службу удаленного программирования Andela; Саджит Викрамасекара, сооснователь разработчика программного обеспечения для исследований Benchling; Джек Абрахам, придумавший сервис для организации строительства домов Homebound, и Конрад Ирвин, один из основателей почтового клиента Superhuman.
Анализ 150 компаний, которые входили в рейтинг самых перспективных стартапов с момента его появления шесть лет назад, показывает, что более одной пятой из них были основаны людьми, которые ранее попадали в список Forbes «30 до 30», наш ежегодный рейтинг, в котором собраны самые молодые и многообещающие предприниматели. По меньшей мере 13 компаний, в том числе аналитический стартап Amplitude, чьи основатели Спенсер Скейтс и Кертис Лю входили в список «30 до 30» в 2017 году, достигли оценки в $1 млрд и больше. Выбор кандидатов для обоих списков проводится независимо, и участие в рейтинге «30 до 30» не влияет на процесс принятия решений, когда Forbes и инвесткомпания Truebridge Capital анализируют номинантов в рейтинг самых перспективных стартапов.
«Я думаю, что молодые основатели не осознают темпы развития отрасли и это позволяет им ставить перед собой задачи, которые в этой отрасли могут посчитать нереалистичными», — говорит Сет Бэннон, партнер-основатель компании Fifty Years, которая инвестировала в Solugen.
Именно так и обстояли дела для Джереми Джонсона, 35-летнего серийного предпринимателя. Уроженец Нью-Джерси оказался во втором списке Forbes «30 до 30» в 2012 году как сооснователь разработчика образовательных технологий 2U, который помогает университетам создавать онлайн-программы высшего образования. Он покинул компанию, которая сейчас оценивается в $2,3 млрд, вскоре после ее выхода на биржу в 2014 году, чтобы основать еще один стартап — Andela. Его новая компания работает над восполнением дефицита IТ-специалистов в США: она ищет и обучает разработчиков программного обеспечения в Африке, а затем устраивает их в удаленные команды инженеров таких компаний, как Microsoft, Facebook и Google.
«Я был молод, и мне казалось, что пора уходить. Я постоянно думал над концепцией Andela», — говорит Джонсон. Он быстро привлек внимание инвесторов вроде Эла Гора и Марка Цукерберга и получил в общей сложности $181 млн. «Мы стали главным связующим звеном между технологическими экосистемами по всей Африке и США», — говорит он.
Однако большинство бывших участников рейтинга «30 до 30», которые оказались в списке стартапов этого года, впервые стали основателями и еще только разбираются в том, что значит руководить быстрорастущей компаний. Уроженец английского Лестера Конрад Ирвин стал сооснователем Superhuman в 25 лет, на следующий день после того, как ему одобрили грин-карту. Его предыдущий опыт работы — стажер, ставший инженером в стартапе Rapportive, основанном еще одним учредителем Superhuman Рахулом Вохра и проданном LinkedIn.
«Стажеру просто ставят задачи… Поэтому быть лидером оказалось непросто», — говорит Ирвин, которому сейчас 30 лет. Однако он полагает, что успех в конечном счете зависит от способности учиться. «Возраст менее важен, чем отношение к постоянной работе над собой», — убежден он.
25 стартапов, которые будут стоить $1 млрд
Перевод Натальи Балабанцевой