Обратно в тень: как решения правительства выталкивают самозанятых в «серую» зону
Владимир Путин на совещании по последствиям пандемии коронавируса 11 мая предложил меры поддержки самозанятых. Речь идет о 650 000 граждан, которые за год с небольшим перешли на новый специальный режим налогообложения. Проект был запущен 1 января 2019 года в четырех регионах (Москва, Татарстан, Московская и Калужская области), с 1 января 2020 года к нему присоединилось еще 19 субъектов, а уже с 1 июля удавшийся, по мнению властей, эксперимент должен распространиться на остальные регионы страны.
Для начала напомню, какую цель преследовали власти, вводя специальный налоговый режим — налог на профессиональный доход (НПД). Летом 2019 года Центр социально-политического мониторинга института общественных наук РАНХиГС провел соцопрос. Согласно полученным данным, в России порядка 16–17 млн человек осуществляют самостоятельную деятельность. Проще говоря, работают сами на себя. При этом больше половины из них официально никак не оформляют такую занятость, даже если она является основным источником их дохода. А если это и вовсе подработка, то доходы скрывают более 70% граждан. Что суммарно приводит к миллиардам рублей, получаемых населением «вчерную».
Очевидно, что государству такая статистика и потери бюджета пришлись не по душе. Задача была простая: вывести доходы россиян из «серой» зоны, причем без тотальных проверок (которые также влетают казне в копеечку), а на добровольной основе.
Что предложено и что получилось
По сути, гражданам предложили альтернативу налогу на доходы физических лиц. В России существует четыре вида ставок по НДФЛ: 9%, 13%, 30% и 35% в зависимости от вида дохода. Например, популярное в народе репетиторство облагается НДФЛ по ставке 13%, как и большая часть возможной прибыли. При этом за плательщиками закреплена обязанность ежегодной подачи деклараций о доходах. Их заполнение, кстати, довольно сложный процесс для людей без специальных знаний.
НПД, в свою очередь, для физических лиц составляет 4% (для юрлиц — 6%), а его формирование и уплата происходят в автоматическом режиме. При этом никаких дополнительных регистраций своей деятельности не требуется, и раз в год можно получить налоговый вычет — 10 000 рублей. Сам НПД распределяется следующим образом: 63% уходит в бюджет, 37% перечисляется в фонд медицинского страхования.
Самозанятый избавлен от уплаты страховых взносов, совокупная минимальная величина которых для работодателя равна 30,2%, а тарифы регулируются главой 34 Налогового кодекса. В эти взносы входит, например, обязательное пенсионное страхование (22%), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (2,9 %) и т.д. Именно по этой причине самозанятые не участвуют в пенсионных программах и не могут получить оплачиваемый декретный отпуск. В целом схема НПД была подробно описана, плюсы спецрежима учтены, и инициатива пошла в массы. Специальный налоговый режим позволил легально вести свою деятельность и получать доход от подработок без рисков быть оштрафованным за незаконное предпринимательство.
Стоит также заметить, что режим НПД действует лишь до тех пор, пока доход граждан за год не превышает 2,4 млн рублей. Другими словами, ежемесячные платежи могут существенно разниться, но по итогам 12 месяцев доход должен быть не более указанной суммы. Если удалось заработать больше, то налоговый режим необходимо сменить, но это уже совсем другая история. Вернемся к НПД. Исходя из лимита, можно легко посчитать максимальный заработок самозанятого в месяц — 200 000 рублей. Сумма приличная даже по столичным меркам.
Уже к осени 2019 года заговорили о первых успехах. В четырех пилотных регионах к тому моменту НПД начали платить более 250 000 самозанятых. К концу 2019 года общая сумма поступлений по налогу на профессиональный доход превысила 1 млрд рублей.
К началу марта 2020 года, когда в эксперимент включились еще 19 субъектов, количество официальных самозанятых превысило 500 000 человек. А уже к концу весны их стало порядка 650 000. Именно эту цифру упомянул президент в своем обращении 11 мая.
Кто эти люди
Как и предполагалось, самозанятые — это граждане, работающие в сфере услуг, торговли, строительства, недвижимости, в том числе репетиторы, автослесари, частные перевозчики, люди, занимающиеся ремонтом, представители IT-индустрии, дизайнеры, пиарщики, косметологи, парикмахеры, няни. А по существу, все они работники пострадавших от пандемии COVID-19 отраслей. Те, кто лишился дохода с 30 марта 2020 года, когда в стране ввели режим вынужденной самоизоляции.
Эти 650 000 россиян в большинстве своем не имели другой работы и исправно платили налог государству. Власти вспомнили о них лишь 11 мая. И кроме возврата этого самого налога за предыдущий год и налогового капитала в размере одного МРОТ на 2020 год, ничего в помощь не предложили.
Чего лишили самозанятых
Самозанятые граждане не могут рассчитывать на государственный пакет поддержки малого и среднего бизнеса, пострадавшего от пандемии. Их деятельность не относится к сектору МСП. Самозанятость — это специальный налоговый режим, который не предусматривает наличия рабочих мест и фонда оплаты труда. Таким образом, конечно, большая часть мер помощи не нужна плательщикам НПД. Однако субъекты МСП из 11 пострадавших отраслей имеют право на отсрочки арендных платежей, а самозанятые — нет. Почему это так важно? Да потому, что те же мастера маникюра зачастую арендовали кабинеты для оказания своих услуг, фотографы — помещения под фотостудии, домашние кулинарии — цеха для приготовления пищи.
Далее, дети самозанятых остались без новых повышенных социальных пособий. Речь идет о выплатах на детей от 3 до 7 лет, родители которых потеряли доход на фоне пандемии. Пособие назначают органы социальной защиты населения. В среднем по стране это порядка 5500 рублей на ребенка. Но согласно законодательству, в частности Трудовому кодексу, фактически самозанятые работу не теряли.
Наконец, статус самозанятого не позволяет рассчитывать на меры поддержки безработных. Так, гражданам, уволенным и признанным безработными с 1 марта, пособие по безработице в апреле — июне 2020 года устанавливается вне зависимости от стажа и уровня зарплаты на последнем месте работы в максимальном размере 12 130 рублей.
Однако, повторимся, самозанятые по трудовому законодательству работу не теряли. Пособие для них будет рассчитываться исходя из общих правил, то есть, скорее всего, будет начислено по минимальному тарифу: как гражданину, впервые ищущему работу, или как стремящемуся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва (п. 2 ст. 30 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1).
Пандемия подняла на поверхность массу вопросов, в том числе по самозанятым гражданам, которые, регулярно пополняя бюджет, не могут в полной мере претендовать на помощь государства, как все остальные граждане. Пока единственное право, которое имеет самозанятый, — это право платить налоги. Если власти оставят этот вопрос без внимания, то надежды вывести огромный пласт людей из «серой» зоны останется уже мало. А 650 000 «пионеров» будут отказываться от НПД и массово вставать на учет на бирже труда.