К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Триумф аутсайдера: как пандемия сделала шахматы спортивным мейнстримом

Фото Dean Mouhtaropoulos / Getty Images
Фото Dean Mouhtaropoulos / Getty Images
Пока большинство спортивных лиг на карантине, шахматисты устроили два топ-турнира в онлайне, получив телеэфир во многих странах, и наращивают базу игроков в интернете

Каждый день пандемии увеличивает число пострадавших от коронавируса — и людей, и бизнесов. При этом некоторые сегменты, наоборот, благодаря карантину получили толчок для развития: доставка продуктов, сервисы для видеоконференций, онлайн-образование, стриминг. Спортивная индустрия готова добавить в этот перечень киберспорт, — а еще шахматы. Ведь на самоизоляции у людей появилось больше свободного времени, чтобы играть онлайн. Тезис о том, что пандемия пошла шахматам на пользу, кажется очевидным, но на самом деле все немного сложнее.

Конкурентное поле

Онлайн-аудитория шахмат сейчас активно растет. Во второй половине марта, по данным FT, трафик Chess24.com увеличился на 500%. Chess.com, наиболее популярная игровая платформа, за последние четыре недели достигла показателей, на которые рассчитывала выйти через 10 лет. Только за март 2020 года число новых участников превысило 700 000, а количество партий увеличилось до 10 млн в день. Компания просит инженеров работать сверхурочно, чтобы поддерживать стабильность своих серверов. «Пандемия актуализировала тему осознанного, обдуманного потребления, — объясняет рост шахматной аудитории Ник Бабин, CEO фестиваля Chess&Jazz. — Конечно, новые поведенческие привычки во многом связаны с экономическими трудностями и карантинными ограничениями, но, думаю, и после пандемии мы продолжим двигаться в сторону рационального. Именно этому и учат шахматы: просчитывать риски, искать новые ходы, думать на несколько шагов вперед».

И все же, фиксируя растущие цифры, не стоит забывать, что и до пандемии 70 млн человек регулярно играли в шахматы онлайн. Шахматы, пожалуй, единственный традиционный вид спорта, который давно перебрался в интернет — там происходит 99,9% игр. Главным последствием пандемии для шахмат станет необходимость конкурировать с другими дисциплинами в онлайне, где раньше соперничать приходилось только с геймерами.

 

Всего за месяц карантина у шахмат в интернете появились десятки новых конкурентов. Фанаты «Формулы-1» бьют зрительские рекорды, наблюдая за виртуальными гонками с участием реальных пилотов (при этом акции компании Gfinity, организатора трансляций, выросли на 400% за несколько дней). Стрим баскетбольного квеста, придуманного NBA и EPSN (звезды баскетбола бросают невероятные трехочковые в домашних спортзалах) набирает больше комментариев, чем некоторые матчи. Серена Уильямс и Мария Шарапова проигрывают в теннис (на платформе Nintendo) звезде инстаграма.

Свободное место

Тем не менее, в опустевший телеэфир виртуальные версии традиционных видов спорта пока прорываются с трудом. А вот шахматисты быстро сориентировались и предложили ТВ новый, но вполне понятный продукт. Чемпион мира Магнус Карлсен организовал на платформе Chess24.com, которая ему частично принадлежит, супертурнир Magnus Carlsen Invitational 2020, собрав под призовой фонд $250 000 восемь лучших игроков. А параллельно при поддержке спонсора — компании Unibet — запустил Fantasy Chess для подписчиков сервиса. Сhess.com совместно с ФИДЕ запустил онлайн-версию исторического турнира сборных «Кубок наций» с призовым фондом в €180 000.

 

И, конечно, в условиях дефицита спортивного контента оба этих события получили и телеэфир в во многих странах, и аудиторию в интернете, и внимание СМИ. Так, чемпионат Карлсена, который он же и выиграл, посмотрели более 10 млн человек.

Magnus Carlsen Invitational

И все же пандемия вряд ли кардинально изменит жизнь топ-шахматистов. Да, несколько онлайн-турниров будут заметнее — просто потому, что спортивным СМИ нужно про что-то писать, кроме как об отмене Олимпиады в Токио и осторожном начале тренировок футболистов Бундеслиги. Но пандемия повлияет на индустрию спорта в целом: крупнейшие мировые лиги теперь обязаны найти себя в интернете, создать онлайн-реплики своих видов спорта и убедить фанатов в том, что в этом безумно увлекательно участвовать.

Акции компаний, которые разрабатывают электронные версии популярных видов спорта, наверняка пойдут вверх, так как после карантина виртуальный контент станет обязательной частью любого спортивного бренда. Без такой страховки велик риск снова увидеть старые матчи на спортивных каналах, если случится пандемия 2.0. Но этого уже никто не допустит. В случае новой вирусной атаки на человечество футболисты будут играть из дома с помощью виртуальных шлемов и костюмов. И эти матчи будут транслировать! А зрителям, вероятно, придется платить втрое больше, чем за билеты на стадион, чтобы принять участие в этом событии.

 

Вот в этом тренде на виртуальность и есть главная польза пандемии для шахмат: из аутсайдера, задвинутого в интернет, они за два месяца стали мейнстримом. Потому что теперь в интернете все.

Ставка на любителей

Еще полгода назад на курсах спортивного менеджмента рассказывали лишь о пяти источниках дохода любого вида спорта: спонсорство, билеты, мерчандайзинг, медиаправа и корпоративные программы. Сегодня лектор, вероятно, сдвинет спонсорство и билеты на последнее место: даже после карантина массовые мероприятия еще долго будут под запретом, а объем спонсорского рынка снизится соразмерно экономическому спаду. Спорту необходимо искать новые источники дохода.

Приведем пример. В 2016 году компания World Chess проводила матч звание чемпиона мира по шахматам в Нью-Йорке: Магнус Карлсен против россиянина Сергея Карякина. Под мероприятие был выделен целый район, South Street Seaport, в нижней части Манхэттена, рядом с Уолл-стрит. Игровой павильон напоминал звукозаписывающую студию — там было установлено звуконепроницаемое стекло, лампы мягкого цвета, на площадке был нескончаемый поток знаменитостей, от Вуди Харрельсона до Веры Брежневой. Но самым популярным местом на площадке была не игровая зона и не VIP, а маленькое кафе рядом со входом, где разместили несколько шахматных столов. Оказалось, что людям интереснее играть в шахматы, чем смотреть, как играет чемпион мира.

И этот простой вывод относится не только к шахматам, а ко всему спорту. Если раньше приобщиться к любимой команде или спортсмену можно было лишь через продавцов спортивного инвентаря или мерчандайза, то в новой реальности каждый фанат потенциально может стать игроком, но не на футбольном поле или гоночной трассе, а онлайн. Пандемия окончательно легитимизировала спорт в интернете.

Для чтящих традиции и церемонии шахмат — это шанс уравнять в правах онлайн- и офлайн-события, а значит, превратить тех, кто «иногда поигрывает» в интернете, в «профессионалов». Проводить больше онлайн-турниров разного уровня, привлекать больше партнеров и продавать права на трансляции. Тем более что в шахматах для этого достаточно смартфона и общественного консенсуса о том, что спорт в интернете — это по-настоящему.

 

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+