Секретная бухгалтерия турниров UFC: экономика компании, которая выросла в 2000 раз за 15 лет
История UFC — один из любимых бизнес-сюжетов мирового спорта. Скромный стартап из 1990-х сменил владельцев в начале нулевых — хозяева Station Casinos в Лас-Вегасе братья Лоренцо и Фрэнк Фертитты заплатили за сомнительный актив $2 млн, несколько лет несли убытки, а в 2016 году продали организацию за $4 млрд. Под управлением холдинга Endeavor промоушен стал меньше тратить и больше зарабатывать. Подросла спонсорская выручка по сделкам с Reebok, Monster Energy, EA Sports, Nemiroff и локальными партнерами, а контракт с ESPN добавил бренду респектабельности. Однако новая корпоративная культура до минимума сократила финансовую публичность UFC. Последние официальные цифры датированы 2015-м — в СМИ оказался отчет компании для инвесторов: $609 млн выручки, 76% которой составляют медиаправа и платные трансляции. С тех пор бухгалтерские успехи UFC озвучивают независимые аналитики в формате «$700+ млн» дохода в 2017 году или «минимум $800 млн» — в 2019-м. При этом главные деньги UFC по-прежнему зарабатывает на трансляциях — до 80%, говорят эксперты. «Медиадоходы — это фундамент экономического роста UFC, — объясняет Александр Шарвадзе, экс-директор по маркетингу UFC Russia. — Именно поэтому промоушен делает все, чтобы как можно скорее вернуть турниры, пусть даже без зрителей. В условиях дефицита спортивного контента трансляции в PPV-формате могут принести больше обычного, что поможет организации пройти через пандемию с минимальными потерями».
Forbes разобрался в том, из чего складывается бизнес UFC.
Медиадоходы
$1,5 млрд стоит 5-летний контракт UFC с ESPN, стартовавший в 2019 году
Ежегодно 10 турниров UFC Fight Night транслируют на одном из телеканалов холдинга ESPN, еще 20 — на стриминг-сервисе ESPN+ (подписка — $4,99 в месяц). При этом больше половины медиадохода UFC приносит система pay-per-view (PPV) — продажи онлайн-трансляций на конкретное событие. Такой формат работает в США, Австралии и Великобритании, но 85% выручки по этой статье промоушен собирает в Штатах. В 2019-м UFC отдал ESPN+ эксклюзивные права на показ в США всех PPV-турниров до 2025 года. Цена просмотра одного события — от $64,99.
Около 20% медиадохода UFC обеспечивают международные права
В России дистрибуцией занимается компания «Медиа-телеком». Топ-события получают время на федеральных каналах: бой Хабиба Нурмагомедова с Дастином Порье осенью 2019 года транслировал «Первый», главные бои UFC 246 в январе 2020-го — «РЕН ТВ». Смотреть турниры UFC из России можно и по подписке — на платформе Wink (от 199 рублей в месяц) или на UFC Fight Pass (399 рублей). А в апреле 2019 года в России и странах СНГ начал вещание телеканал UFC ТВ, доступный в базовом пакете «Интерактивного ТВ» от «Ростелекома».
Билетная выручка
$1,8 млн составила билетная выручка первого турнира UFC в России
UFC Fight Night 136 прошел в сентябре 2018 года в «Олимпийском» и собрал 22 603 зрителя, немного не дотянув до топ-5 самых посещаемых турниров промоушена. При этом показатель билетной выручки уступает даже средним цифрам UFC — $3–6 млн с мероприятия. Однако для внутрироссийских спортивных событий $1,8 млн — очень хороший результат: к примеру, в сезоне 2018/2019 футбольный «Спартак», лидер по matchday-доходам, в среднем собирал около $0,9 млн за игру.
Спонсорские контракты
$70 млн составляет стоимость 6-летнего спонсорского соглашения UFC с Reebok, по данным NY Post
Reebok получил статус эксклюзивного экипировщика всех турниров UFC в 2015 году, лишив бойцов возможности индивидуального сотрудничества с другими брендами. Однако по условиям контракта Reebok выплачивает бонусы всем участникам турниров UFC. Новичок (до пяти боев в карьере) может рассчитывать на $2500 за бой, чемпион — на $40 000. Кроме того, бойцам пожизненно гарантировано 20% прибыли от продажи товаров с использованием их имен и/или изображений.
Гонорары
$4,4 млн составил гарантированный (без учета бонусов) призовой фонд турнира UFC 246 в январе 2020 года
Две трети этой суммы ($3 млн + $50 000 бонуса за «выступление вечера» + $10 000 спонсорского бонуса от UFC) получил хедлайнер турнира Конор Макгрегор. Учитывая процент с проданного 1 млн трансляций и выплаты личных партнеров, его доход от боя наверняка превысил $10 млн. А гонорар соперника Конора Дональда Серроне составил $220 000, включая $20 000 спонсорского бонуса от UFC. Еще два участника (из 22) заработали более $200 000, но при этом десять бойцов получили от организаторов менее $50 000.
До 20% годовой выручки тратит UFC на выплаты бойцам
Для американского спорта характерно более справедливое распределение доходов. В НБА и НХЛ игрокам и владельцам клубов полагаются равные доли. В ММА-организации Bellator на гонорары бойцам тратят 44,7% выручки. В Strikeforce призовые составляли 63%, но UFC сначала купил промоушен, а в 2013-м закрыл его, как и Pride в 2007-м. Зачистив рынок, UFC получил возможность диктовать свои условия: топ-бойцы зарабатывают солидные деньги, а середнякам гонорара едва хватает на то, чтобы компенсировать затраты на подготовку и восстановление. В 2014-м несколько бывших бойцов UFC обвинили организацию в нарушении антимонопольного законодательства, из-за чего они понесли финансовые потери. Однако иск лишь недавно дошел до стадии судебных слушаний.
Расходы на логистику
$1 млн может стоить аренда под турнир UFC крупной арены уровня «Барклайс-центр» в Нью-Йорке
Обычно UFC арендует площадку на 3–5 дней, чтобы установить октагон и прочее оборудование (его перевозят в трейлерах с турнира на турнир), провести бои и разобрать все после. Об операционных расходах на проведение мероприятий UFC давно не отчитывается, но в 2013 году промоушен тратил на турнир в среднем $7,2 млн, учитывая логистику, продвижение и призовые. Динамика предыдущих лет обещала дальнейший рост. Так что в 2020-м проведение крупного события UFC в Америке вряд ли обойдется дешевле $10 млн, но с учетом дохода от трансляций выручка будет в несколько раз больше.