До наступления пандемии коронавируса онлайн-сервисы в России по большей части занимались дополнительным школьным образованием — подготовкой к ЕГЭ и языковыми курсами. Игроки рынка практически не воспринимали государственное школьное образование как отрасль, открытую для бизнеса. Подготовка к ЕГЭ и курсы иностранного языка, напротив, свободны от строгих регламентов, и спрос на них не быстро, но уверенно рос: согласно исследованию ВШЭ, в 2016 году рынок онлайн-репетиторства оценивался в 3,6 млрд рублей, а уже в 2019 году, по данным исследования «Нетологии», он вырос почти втрое — до 10 млрд рублей.
Казалось, что с классическим школьным образованием все сложнее. Как правило, государственная система не способна к быстрым переменам, а большинство регионов не имеет ресурсов для модернизации. Однако нельзя сказать, что государство полностью игнорировало возможности обучения онлайн. В 2016 году в Москве запустился МЭШ, «Московская электронная школа» — электронная библиотека с учебниками и записями уроков. Доступ к архиву бесплатен, и учителя могут пополнять его самостоятельно. Замысел проекта получил положительную оценку американского образовательного сообщества.
Частные компании также изредка участвовали в проектах государственной системы школьного образования. Среди них электронный школьный журнал «Дневник.ру» и олимпиады от Foxford. Однако пока это были вспомогательные сервисы, не претендующие на замену школьного урока в классе. По прогнозам ВШЭ, доля онлайн-обучения в школах относительно рынка в целом должна была достичь 1,5% к 2021 году. Однако с поправкой на режим самоизоляции тенденция заметно усилится.
Неожиданный стимул и ожидаемые преграды
Полная домашняя изоляция учеников заставила школы экстренно искать решения для удаленной учебы. Министерство просвещения рекомендовало школам перейти на дистанционное обучение с 14 марта. Пока государство предложило единственный формат для некоторых регионов — платформу «Моя школа в online». Однако возможности проведения полноценных уроков ограничены: школьники могут лишь пользоваться материалами из стандартных учебников и общаться с учителями по электронной почте. Недавно на платформе появились вебинары, позднее планируется запуск образовательного телеканала с трансляцией уроков.
Полному переходу школы в онлайн мешают проблемы с доступом к интернету, особенно в регионах. Согласно недавней статистике, только 75% российских семей пользуются широкополосным интернетом. В селах доступ к интернету есть лишь у каждой третьей семьи. Другая проблема — недостаток техники для учебы: по данным Росстата, 27,6% российских семей не имеют дома компьютера. Учитывая, что на удаленку вынуждены были отправиться и взрослые, процент учеников, получивших в распоряжение ПК и планшеты для учебы, еще ниже. Причем речь не только об отдаленных населенных пунктах, — недостаток техники отмечается даже в городах-миллионниках. Несколько недель назад губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов на своей странице во «Вконтакте» попросил горожан поделиться компьютерами и гаджетами для семнадцати тысяч детей из малоимущих семей.
Российские проблемы не уникальны. Подобные трудности, например, описывают нью-йоркские учителя: не у всех школьников есть быстрый интернет, ученики младших классов зачастую не могут заниматься без помощи родителей, а большинству учителей не под силу самостоятельно продумать онлайн-урок. Поиском удобной онлайн-платформы занимаются во всем мире. Лучшие практики публикуются некоммерческой образовательной организацией HundrED, но единой работающей системы сейчас нет нигде.
Зеленый свет для онлайн-сервисов
Министерство образования не возражает против помощи онлайн-сервисов. В опубликованных методических рекомендациях по организации дистанционных уроков в школах нет прямых указаний или ограничений. В ситуации с карантином свободу выбора платформы оставили за школами и преподавателями. В ответ на это многие российские онлайн-сервисы, например «Учи.ру», Foxford, «Максимум» и «Тетрика» адаптировали свои продукты к школьному среднему образованию и предоставили учебным учреждениям бесплатный доступ.
Адаптация учебных онлайн-сервисов под нужды школ — комплексная задача. Организация персональных уроков — не то же самое, что одновременное подключение целого класса и проведение полноценного школьного урока. Дмитрий Волошин, экс-глава департамента исследований и образования в Mail.Ru Group, основатель образовательного стартапа Otus, признает, что ранее все технологические платформы для обучения проектировались IT-специалистами без учета технической подкованности учителей. По его словам, в новой ситуации образовательные сервисы должны относиться к продукту иначе, создавая не столько IT-решение, сколько площадку для общения учителя и учеников. Для адаптации материала и заданий к работе на платформах необходима работа методистов.
Сервисы предлагают и другие решения. Например, Foxford открыл доступ ко всем своим курсам, и учителя могут использовать их в дистанционной работе. С 1 апреля работает дистанционная школа от «Яндекса», основанная на сервисах «Яндекс.Учебник», «Яндекс.Репетитор» и «Яндекс.Эфир». В создание этого проекта компания инвестировала 200 млн рублей. Учителя выбирают задания из большой базы и организовывают трансляции уроков при поддержке методистов.
Выход на новую аудиторию
Онлайн-сервисы не рассматривают организацию удаленного обучения как возможность заработать — в бюджетах школ не запланировано расходов на онлайн образование, и компании подключают их бесплатно. Но большая посещаемость школьных программ приводит к интересу пользователей к дополнительным продуктам.
Для сервисов карантин — это возможность перестроить текущие форматы и протестировать новые, а также выйти на широкую аудиторию, практически недоступную ранее. По словам руководителя образовательной платформы Учи.Ру Ивана Коломойца, у сервиса выросла пользовательская база — до 3 млн уникальных посетителей в день — и повысилась вовлеченность. Коломоец считает, что после снятия карантина зарегистрированные пользователи останутся на платформе, но их вовлеченность снизится.
Ситуация на рынке вызвана жесткими внешними факторами и вряд ли сохранится после эпидемии. С другой стороны, за время карантина буквально все учителя и школьники так или иначе столкнутся с дистанционным обучением, обратив внимание на предоставляемые рынком продукты. Сервисы потратят время на более детальное изучение своей потенциальной аудитории, пересмотр бизнес-моделей и улучшение технологий. Государственная система как никогда открыта к реформированию и быстрой модернизации. До сих пор школы не пытались перевести обучение в онлайн-формат, но внезапный тест возможностей дистанционного образования по всей стране изменит подход.
Если ситуации, подобные этой, будут повторяться, опробованные по всей стране продукты снова пригодятся в будущем в качестве резервных систем. Если нет — технологии дистанционного обучения останутся востребованными для отдельных школьников или целых школ в отдаленных регионах.