«Пишете заметку, а какой-то человек в синей форме говорит, что это хрень»: почему заблокировали сайт Vademecum
«Эскалация панических настроений»
Статья, вызвавшая претензии властей, вышла на сайте Vademecum 22 апреля. В ней сообщалось, что глава Московского городского фонда ОМС Владимир Зеленский направил руководителям медицинских учреждений и страховых компаний письмо, уточняющее особенности оплаты медицинской помощи пациентам с коронавирусом. Vademecum сообщил, что получил копию письма в свое распоряжение, ее подлинность изданию подтвердили сотрудники двух столичных медицинских организаций, перепрофилированных под лечение пациентов с пневмонией и COVID-19.
В письме Зеленского говорилось, что лечение пациентов с диагнозами «коронавирусная инфекция типа 2019-nCov», «острая очаговая пневмония неосложненная» и «дыхательная недостаточность I—II степени с тяжелым течением» оплачивается по полису ОМС только в случае, если пациента в медучреждение доставили бригады скорой помощи, писал Vademecum. Если в реестре учета будут указаны другие каналы госпитализации, то медпомощь за счет ОМС оплачена не будет, писало издание.
На следующий день после выхода статьи Vademecum Московский городской фонд ОМС опубликовал пресс-релиз, который подтвердил, что 22 апреля действительно было разослано письмо за номером 08-09-04/8401 с уточнениями особенностей оплаты медицинских услуг по тарифам ОМС. Детали письма в пресс-релизе не уточнялись. Но позднее письмо с таким номером было опубликовано на сайте издания «Медвестник» и в нем подтверждается информация Vademecum.
28 апреля Генпрокуратура сообщила, что обнаружила на «сайте одного интернет-издания» недостоверную информацию и потребовала от Роскомнадзора ограничить доступ к публикации. Издание ведомство не называло, но процитировало заголовок, который совпал с заголовком материала Vademecum. Генпрокуратура посчитала, что сведения в статье «могут создать угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, способствовать эскалации панических настроений среди населения, привести к помехам функционирования медицинских служб, а также к нарушениям общественного порядка и безопасности».
В тот же день сайт Vademecum был внесен в реестр запрещенных сайтов Роскомнадзора и заблокирован.
«Какой-то непонятный человек в синей форме говорит, что это все хрень»
Уведомление Роскомнадзора об ограничении доступа к новости поступило в редакцию 28 апреля в 13:15 мск, рассказал Forbes издатель и главный редактор Vademecum Дмитрий Кряжев. В письме ведомства (имеется в распоряжении Forbes) говорилось, что в течение суток провайдер должен уведомить владельца сайта о необходимости незамедлительно удалить информацию, содержащую призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.
«В нас естественно взыграло сопротивление, потому что нет ни единой причины, по которой публикация должна быть удалена с сайта», — говорит Кряжев. «Нам в руки попал очень интересный документ за подписью Зеленского, посвященный маршрутизации пациентов с подозрением на коронавирусную инфекцию. Это был технический документ. Но резонансный. И мы абсолютно корректно его опубликовали со всеми ссылками и подтверждением двух источников», — говорит он.
Сразу после получения уведомления Роскомнадзора редакция Vademecum опубликовала открытое письмо, назвав действия регуляторов «попыткой под предлогом заботы об общественном благополучии ввести цензуру и нарушить гарантированные Конституцией РФ права граждан на получение информации». «Мы считаем, что мы ни в чем не виноваты. Считаем, что это злоупотребление со стороны Генпрокуратуры и Роскомнадзора и что это прямая цензура и давление на независимое СМИ», — говорит Кряжев.
Уже в 19:45 28 апреля сайт был заблокирован. Кряжев удивлен, что это было сделано всего через шесть часов после получения уведомления: «Нам давались сутки на устранение нарушения». «Согласно нормам статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ, по требованиям Генпрокуратуры меры принимаются незамедлительно», — заявила по этому поводу Forbes пресс-служба Роскомнадзора.
Кряжев подчеркивает, что ни в коем случае не считает опубликованный текст фейком: это не выдуманная новость и не заведомая ложь, а достоверная информация со ссылкой на официальный документ, который был разослан по многим клиникам Москвы, настаивает он. «Вы пишете заметку, и вдруг какой-то непонятный человек в синей форме говорит, что это все хрень, и требует от Роскомнадзора ее удалить. Как он принимает это решение, я не понимаю», — говорит главред Vademecum.
Сайт Vademecum был разблокирован 29 апреля лишь после удаления материала. «От редакции сайта поступило уведомление о том, что указанная в требовании Генпрокуратуры статья удалена. В связи с удалением редакцией запрещенной информации доступ к ресурсу возобновлен», — сообщила Forbes пресс-служба Роскомнадзора. «Нас разблокировали, но для этого нам пришлось деактивировать неугодный материал», — заявила в своем Telegram-канале редакция Vademecum.
Сейчас по ссылке, по которой раньше была опубликована статья, выдается ошибка 404. Текст сохранился в кэше Google.
История с Vademecum дошла до Кремля — журналисты задали вопрос о блокировке сайте пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову. Он заявил, что не слышал о блокировке Vademecum, но подчеркнул, что необходимо бороться с фейками, которые способны навредить ситуации и здоровью людей. «Это не должно никак, конечно же, ограничивать информацию квалифицированную, объективную, это очень важно», — подчеркнул при этом Песков (цитата по ТАСС).
«Попал в дурной сон и никак не проснусь»
Кряжев сообщил, что сейчас обсуждает с юристами формулировки иска, который «точно будет подан в суд»: «Мы хотим добиться снятия с нас санкций, а также извинений со стороны Генпрокуратуры и Роскомнадзора».
«Ощущение, будто я попал в дурной сон и никак не проснусь. Еще позавчера у нас была нормальная деловая активность (даже на фоне коронавируса), а вчера в мире случился окончательный системный сбой: у нас теперь B2B-медиа обвиняют в экстремизме, а Дмитрий Песков комментирует жизнь нашей редакции. Следующая стадия абсурда — я начну комментировать жизнь Дмитрия Пескова», — говорит издатель Vademecum.