К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дыра в ВВП: чем грозит экономике гибель малого бизнеса в России

Фото REUTERS / Issei Kato
Фото REUTERS / Issei Kato
Уже сейчас можно приблизительно оценить последствия кризиса и пандемии для малого бизнеса и экономики России в целом. Расчетами, выполненными в ИПЭИ РАНХиГС, поделилась с Forbes заведующая лабораторией исследования проблем предпринимательства Вера Баринова

Пандемия коронавируса принесла за собой серьезные экономические последствия, которые затронули и Россию. Москвичи уже месяц соблюдают режим самоизоляции, в других крупнейших городах введены схожие ограничительные меры. Как результат, резко упал спрос на потребительские товары и услуги, сфера обслуживания терпит огромные убытки.

Наиболее сильный удар пришелся на сектор малого и среднего предпринимательства (МСП): рестораны, гостиницы, салоны красоты и парикмахерские, развлечения, спорт, туризм, розничные непродовольственные магазины. Фактически спрос на услуги указанных отраслей в условиях карантина упал в разы. Соответственно упала и выручка, тогда как обязательные затраты остались неизменными: выплаты по кредитам, арендные платежи, заработная плата, налоги и социальные взносы. Возникший кассовый разрыв, вероятнее всего, приведет к массовым банкротствам.

Уже сейчас можно предварительно оценить ущерб от текущего кризиса, включая его влияние на выручку, занятость, кредитование и число фирм сектора МСП.

 

Все виды бизнесов, которые не успели перейти на предоставление товаров и услуг в онлайн-формате, или бизнес-модель которых предполагает исключительно личное предоставление услуг, сейчас подвержены риску банкротства. Аналитики Сбербанка отметили в марте-апреле сильный рост расходов на телекоммуникационное оборудование (+50,37%), лекарства и медицинские товары (+22,19%), бытовую технику и электронику (+21,2%), а также на алкоголь (+8,9%). Потребительский спрос упал по всем остальным категориям трат, по некоторым — более чем на 90%: это турагентства, ювелирные изделия, авиабилеты, одежда, обувь и аксессуары, салоны красоты/массаж/SPA, спорт, образование.

Объем повседневных расходов россиян в первую неделю режима самоизоляции упал почти в два раза. Поэтому средний еженедельный оборот предприятий малого и среднего бизнеса снизился за три недели на 21% по сравнению с уровнями февраля—марта. За вторую половину марта 2020 на счета клиентов «Мое дело» поступило на 31% меньше средств, чем за аналогичный период 2019 года.

 

Введение в стране каникул в связи с пандемией коронавируса с 30 марта 2020 при полном сохранении зарплат увеличивает кассовый разрыв предприятий. По оценкам аудиторско-консалтинговой компании «ФинЭкспертиза», зарплатные выплаты составят более 0,5 трлн рублей. Далеко не все компании накопили необходимые средства в предкризисный период.

Стремясь сократить издержки, предприниматели также будут стремиться уходить в тень, переводить своих сотрудников в неформальную занятость или в статус самозанятых. Численность занятых в неформальном секторе и его доля предположительно могут в 2020 году увеличиться на несколько миллионов человек, по аналогии с предыдущими кризисами. По итогам 2020 года можно ожидать уровня безработицы на уровне 8%, в худшем варианте — до 10% от экономически активного населения, — это от 6 до 9 млн человек.

Ожидается, что ущерб будет нанесен целым отраслям, где резко сократился спрос. Это авиаперевозки, досуг и развлечения, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, туристская отрасль и гостиничный бизнес, общественное питание, организации дополнительного образования, негосударственные образовательные учреждения, бытовые услуги населению: ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты и др., а также торговля непродовольственными товарами.

 

По расчетам Степана Земцова, ведущего научного сотрудника лаборатории исследований проблем предпринимательства ИПЭИ РАНХиГС, доля потенциально наиболее пострадавших отраслей составляет около 11% в общем числе субъектов МСП, или около 2,6% от оборота МСП, что представляется несущественным (см. таблицу). Но если мы учтем и отрасли, которые будут затронуты закрытием этих предприятий, то окажется, что от эпидемии коронавируса могут закрыться дополнительно 64,2% малых и средних фирм, то есть примерно 3,4 млн компаний.

Сокращение оборота в одних отраслях оказывает мультипликативный эффект на сопутствующие отрасли. Так, расчеты сотрудников лаборатории исследований проблем предпринимательства ИПЭИ РАНХиГС С. П. Земцова  и Ю. В. Царевой показывают, что оптимистичный сценарий предполагает падение оборота сектора МСП лишь на 1,9 трлн рублей, или 2,6% оборота всего сектора, в отраслях, которые кризис затронет напрямую. Но закрытие предприятий с оборотом в 1 млн рублей в наиболее пострадавшей отрасли может привести к закрытию предприятий в сопутствующих отраслях на 2,9 млн рублей (в среднем), а общий ущерб в этом случае превысит 5,7 трлн рублей, или 7,5% сектора МСП. А всего на отрасли, которые могут пострадать в результате мультипликативного эффекта, приходится почти 77% оборота сектора МСП. Поэтому сохранение карантинных мероприятий на несколько месяцев может привести к катастрофическим последствиям для сектора.

По оценкам Росстата, в России около 20% ВВП создается малыми и средними предприятиями. Таким образом, катастрофичный сценарий сокращения оборота на 50-60% в секторе МСП может привести к сокращению ВВП примерно на 10% во втором квартале 2020 года.

По более ранним оценкам, снижение числа малых и средних фирм на 1% может привести к сокращению ВВП от 0,06 до 0,17% в зависимости от прочих условий. Тогда закрытие 50-60% фирм в 2020 году по наиболее пессимистическому сценарию приведет к падению ВВП на 3-10% за год.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+