«Мы все в одной лодке»: карантин — не время для разборок внутри театрального сообщества
В период пандемии COVID-19 театр во всем мире переживает тяжелое время, а самое неприятное, что никто не знает, сколько оно продлится. Призывы держаться вместе перед лицом невидимого и непредсказуемого врага — коронавируса — увы, не всегда действуют. Мы начинаем искать виноватых, что приводит к лишним неуместным конфликтам.
В последнее время в социальных сетях и СМИ обсуждаются письма, которые компания «Театральный агент» направила театрам и авторам в связи с трансляциями видеозаписей спектаклей в сети. В них усматривают угрозу и желание «содрать» с театров деньги в столь сложный момент. В частности, об этих письмах упоминается и в статье директора театра им. Евгения Вахтангова Кирилла Крока, опубликованной недавно в Forbes. Однако в письмах, разосланных в театры компанией «Театральный агент», было лишь указание на закон об авторских правах — напоминание о том, чтобы театры не забывали, что есть авторы и нужно заранее решить с ними все вопросы.
Сегодня большинство авторов находятся в наиболее уязвимом положении, поскольку, в отличие от штатных сотрудников театров, не имеют стабильной зарплаты, и авторские отчисления порой являются для них единственным источником дохода. Тем не менее у большинства авторов не было желания требовать оплаты за безвозмездные трансляции спектаклей. Не было таких планов и у «Театрального агента».
«Театральный агент» — адекватная организация, которая хочет, чтобы и авторы, и театры процветали. Представьте, что театру напишет письмо автор: мол, вы показываете спектакль по моей пьесе в интернете без моего разрешения, поэтому я подаю на вас в суд. Вот это будет реальной угрозой! Театры вывесили видеозаписи спектаклей и могли оказаться под ударом: авторы могли предъявить им претензии. «Театральный агент» прислал театрам оповещение, а с авторами ведет переговоры, чтобы они разрешили публиковать видео спектаклей.
Все мы в одной лодке, нужно уважать друг друга и помогать. В такой трудной обстановке нам всем нужно успокоиться и вести нормальные деловые переговоры, не пытаясь под воздействием эмоций разрушить систему взаимоотношений, которая выстраивалась десятилетиями.
Недавно «Театральный агент» создал горячую линию, куда авторы могут позвонить и узнать ответы на любые интересующие вопросы. Кроме того, компания помогает пожилым авторам, которые из-за пандемии остались без авторских отчислений и оказались в бедственном положении.
«Театральный агент» на сегодняшний день — единственная организация, занимающаяся защитой прав всех театральных авторов (драматургов, композиторов, художников, хореографов и режиссеров), помогая им взаимодействовать с театрами. Естественно, что в сегодняшней тяжелой ситуации руководители театров заботятся о благополучии своих сотрудников-актеров. Столь же естественно, что «Театральный агент» обеспокоен благополучием своих клиентов — авторов.
В заключение приведу еще два мнения театральных деятелей России.
Ольга Захарова, хореограф, арт-менеджер, внучка народного артиста СССР хореографа Ростислава Захарова: «В цивилизованном мире деятели театрального искусства, киноиндустрии, а также спортсмены ведут свои дела с помощью личных агентов. В момент обнародования интеллектуальный продукт становится объектом авторского права, но сам автор не обладает временем, необходимыми знаниями и деловыми контактами для заключения договоров с пользователями или театрами, а также для выявления нарушений пользователями его авторского права и просто для урегулирования часто возникающих проблем. Такой сложной и специфической деятельностью в нашей стране профессионально занимается единственная организация — «Театральный агент», которая оказывает авторам неоценимую помощь и юридическую поддержку, освобождая автора для творчества и создания новых произведений. С момента образования «Театрального агента» многие проблемы взаимоотношений правообладателей и театров стали решаться намного быстрее и плодотворнее, чем раньше».
Виктор Федосеев, правообладатель наследия советского драматурга и либреттиста Николая Дмитриевича Волкова: «К сожалению, некоторые руководители театров искажают суть работы «Театрального агента». Эта организация взяла на себя обязанности по защите прав авторов и правообладателей. В СССР театр отчитывался о доходах корешками билетных книжек. Их легко было подделать, поэтому авторские отчисления не соответствовали реальным сборам. И только после того как «Театральный агент» взялся за дело, отчисления авторам стали адекватными. Почему на «Театральный агент» все воют? Потому что эта компания берет с театров то, что полагается по закону, и театрам уже не скрыть реальную выручку. Директор театра им. Вахтангова Кирилл Крок утверждает, что авторам удобнее и выгоднее работать с театрами напрямую без агента. Да невыгодно это авторам! Театр никогда не даст физическому лицу осуществить контроль за реальным валовым доходом, а следовательно, и процентным доходом правообладателя. Не нужно забывать, что «Театральный агент» работает со всеми театрами. Допустим, пьеса правообладателя ставится в десяти театрах по всей стране или по всему миру. Он физически не может со всеми театрами заключать договоры и отслеживать сборы. На наших глазах происходит жесткое давление на «Театральный агент» от театров, которые обманывают авторов и правообладателей, заключают с ними кабальные договоры в силу слабой юридической грамотности многих творческих людей».