Петиция в поддержку моратория во «ВКонтакте» на оплату услуг ЖКХ в период карантина всего за неделю набрала более 1,9 млн голосов. Человека, который в социальной сети организовал это голосование, зовут Денис Лесков. Про себя он говорит, что работает в питерском ГУП «Пассажиравтотранс», что он «не шизик, не урод, не падла, не шпион Америки, не гнида и прочее». Говорит, что, несмотря на карантин, продолжает работать.
Позиция Лескова проста: из-за массового падения доходов населения неплатежи за услуги ЖКХ неизбежны. Выбирая между покупкой еды и оплатой коммунальных счетов, люди, конечно же, выберут еду. Соответственно, перестанут платить поставщикам света, воды, газа. Тем будет нечем платить за топливо, оборудование, выплачивать зарплаты сотрудникам. В финансах компаний, управляющих многоквартирными домами, а также поставщиков ресурсов неизбежно образуются «дыры». Государству, чтобы не допустить коллапса системы жизнеобеспечения в городах, так или иначе придется их затыкать.
Может быть, лучше предотвратить катастрофу на первоначальном этапе? «Я не хочу оставить без зарплаты работников ЖКХ. Я хочу, чтобы затраты по ЖКХ на время пандемии взяло на себя государство. Пусть государство разрабатывает механизм возмещения/компенсации и изыскания ресурсов, я не компетентен в данном вопросе», — написал Лесков в отдельном посте после того, как на него (наряду с лучами поддержки) обрушился шквал критики.
Тут стоит оговориться, что идея на время пандемии освободить население от коммунальных счетов — отнюдь не российское изобретение.
Пару недель назад президент Франции Эммануэль Макрон, объявляя «войну» коронавирусу, в числе прочего сообщил, что будут введены компенсации на оплату света, воды и газа. Правительство Великобритании договорилось c энергокомпаниями, что те не будут отключать бытовых потребителей за долги в период активной фазы эпидемии. В США аналогичные решения приняты на уровне штатов.
Естественно, возникает вопрос: за чей счет банкет? Ответа на него пока нет. Возможно, где-то в недрах национальных программ «стимулирующих мер», принятых в последние дни странами ЕС и США, прячется и будущее финансирование разрывов, возникающих у поставщиков коммунальных ресурсов из-за массовых неплатежей потребителей. Однако пока этого четко не видно. Даже в Германии.
После того как федеральный парламент ФРГ одобрил пакет мер поддержки на €750 млрд, BDEW (германская Ассоциация поставщиков электроэнергии и услуги водоснабжения) выпустила специальное сообщение, где выразила обеспокоенность. Мол, многие крупные и мелкие поставщики коммунальных ресурсов уже успели декларировать отмену отключений потребителей за долги. Соответственно, теперь они страдают от задержек поступлений. Чтобы потеря финансовой ликвидности не прикончила сектор, хорошо бы эти потери компенсировать — хоть через стандартные меры поддержки, хоть через специальный фонд, который за счет государственного финансирования будет напрямую финансировать систему германского ЖКХ. Но пока, насколько можно судить, практических мер в этом направлении принято не было.
Зато вполне четко слышно другое: судя по заявлениям, сделанным до сих пор, жителям западных стран оплату ЖКХ лишь отсрочили до окончания «чрезвычайщины». Но вовсе не отменили. Никто из официальных лиц не заявлял, что государство взяло эти долги на себя.
В этом смысле показательно письмо главы департамента Public utilities (или, говоря по-нашему, комплекса ЖКХ) правительства штата Массачусетс, разосланное главам местных коммунальных компаний. В числе прочего председатель Мэтью Нельсон отдельно обратил внимание своих «подопечных» на важность донесения до жителей города Бостона (столицы штата) и его окрестностей простой мысли: за коммуналку во время моратория лучше все-таки платить, иначе ко времени окончания карантина долги могут стать действительно неподъемным. Говоря дословно, «to avoid the accumulation of large arrearages».
Резюмируя, логика процесса выглядит так: на фоне нарастающего кома проблем, связанных с введением карантина, власти (и общественность) давят на коммунальные компании. Те берут на себя обязательства не отключать потребителей. Потребители массово перестают платить за услуги. Тем не менее, пока системе хватает запаса прочности: на фоне катастрофы в медицине проблемы коммунальной отрасли такими уж острыми не кажутся. Разгребание долгов и прочие проблемы оставлены на потом.
В России все идет пока по тому же сценарию. Но конечный итог окажется, видимо, другим. Сперва, еще неделю назад, в Москве и Подмосковье, а затем и по всем регионам был введен запрет на отключение коммунальных услуг для групп риска (пенсионеры и люди с хроническими болезнями). Пару дней назад в столичном регионе (Москва и Московская область) отменили взносы на капитальный ремонт. Скорее всего, эту практику распространят и на другие регионы.
Что дальше? По мере закручивания гаек с режимом карантина неизбежно и расширение запрета отключения «коммуналки» на все категории жильцов (в понедельник правительство ввело до конца года мораторий на штрафные санкции для населения за долги по оплате коммунальных услуг. — Forbes). Неплатежи потребителей уже начали расти. Официальных данных пока нет, но наш источник в одном из крупнейших частных операторов в сфере ЖКХ говорит, что по регионам их присутствия планку неплатежей в 20% проскочили еще в марте (притом что в конце прошлого года неплатежи по стране в целом составляли около 5%). Если людям за долги сейчас начать отключать свет, бунтов не избежать.
При этом идея «официально» освободить россиян от оплаты ЖКХ на период карантина поддержана властями не была. В информационное пространство она оказалась заброшена благодаря Василию Власову, депутату Госдумы от ЛДПР. Тот отправил соответствующее письмо главе Минстроя Владимиру Якушеву. В письме Волков написал, что многим работникам, помимо общего сокращения доходов, приходится нести дополнительные издержки в виде повышенных счетов за коммунальные услуги из-за пребывания дома в течение длительного периода. И хорошо бы их от этих расходов освободить.
Однако ответа от Минстроя не последовало. А «старшие товарищи» из профильного думского комитета признали инициативу коллеги несвоевременной.
Что будет дальше? Государство за жильцов коммуналку платить не хочет. Но и отключить потребителей за долги не позволяет. Оказавшись в этих тисках, управляющие компании и поставщики коммунальных ресурсов будут жителей по возможности и «кошмарить», и «стыдить», пытаясь собрать с них хоть что-то. А с другой стороны — клянчить деньги у государства на латание дыр. Качество обслуживания в таких условиях, естественно, ухудшится, мелкие игроки вынуждены будут уйти, их место (отнюдь не всегда в добровольном порядке) займут крупные. В подавляющем большинстве случаев — государственные либо быстро превращающиеся в государственные.
Вглядываясь в перспективы «отрасли» на ближайшие год-два, сложно избавиться от впечатления, что мы присутствуем при завершении цикла последних двух десятилетий. Экспериментам с рыночными механизмами и частными инвесторами явно приходит конец. В этом самом уже вполне различимом будущем нас, похоже, ждет всероссийский ГБУ «Жилищник», система жэков национального масштаба. Которую, как это и было каких-то лет тридцать назад, будут финансировать из местных бюджетов. Потому что других денег поблизости и не видно.
И в этом смысле государство действительно возьмет на себя часть расходов жильцов по содержанию их квартир. Понравится ли нам результат в виде немытых подъездов и разбитых входных дверей? Скорее всего, нет.
За петицию Дениса Лескова между тем, пока писалась эта заметка, проголосовало еще около 300 тысяч наших сограждан. Люди, и не только в России, хотят верить в чудеса и простые понятные решения.