К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Улыбайтесь, вы на работе. Сможет ли удаленка заменить компаниям офисы

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Переход страны в формат нерабочих дней до 30 апреля поставил для российского бизнеса новую задачу — как решить накопившиеся проблемы при удаленном доступе сотрудников. Какие подводные камни таит в себе удаленная работа, и станут ли компании возвращать сотрудников в офис после окончания эпидемии?

В социальных сетях появляется множество оптимистичных постов о том, что, переведя поневоле сотрудников на удаленную работу, компании почувствуют вкус к такому формату работы и начнут применять его более активно, как и предсказывали футурологи. Но все не так радужно, как кажется на первый взгляд: повальный перевод сотрудников «на удаленку» принесет большинству российских компаний большие проблемы. Не такие фатальные, как полное закрытие бизнеса, но весьма серьезные.

У удаленной работы много негативных сторон. У некоторых сотрудников нет возможности оборудовать дома полноценное рабочее место, у некоторых — маленькие дети, которым сложно объяснить, что нельзя галдеть, когда «у папы важное совещание по скайпу». Кому-то психологически сложно сконцентрироваться на работе в домашней обстановке. Большинство работодателей скоро увидят, как снизилась производительность труда их сотрудников из дома, и им захочется вернуть их в офис.

Но большинство сотрудников и сами захотят вернуться в офис. Человек — социальное существо, и поход на работу, встречи с коллегами значат для многих не меньше, чем заработная плата. Работа дает возможность общаться с интересными людьми, многим присутствие на работе приносит драйв и положительные эмоции. Только неисправимые интроверты действительно получают удовольствие от уединения, для большинства же присутствие в офисе — это важный социальный акт.

 

Однако для многих российских компаний важно то, что проблемы управления, с которыми они сталкивались до перехода на удаленную работу (разобщенность топ-менеджеров, слабая организация текущих процессов, трудности с внедрением новых проектов) обостряются после того, как организация переходит на удаленный режим. Если топ-менеджеры не в состоянии быстро и эффективно решать подобные проблемы, ежедневно собираясь в офисе, из дома они сделают это не более эффективно.

Вероятно, нет в России ни одного собственника или директора бизнеса, полностью удовлетворенного качеством управления в своей компании. Каждая компания страдает от какой-нибудь управленческой «хвори» — от излишней бюрократии или разгильдяйства, медлительности в принятии решений или их реализации. Искусство управлять коллективами людей в условиях быстро меняющейся внешней среды, да еще в условиях негативного макроэкономического фона, российские управленцы только начали осваивать.

 

В силу своей профессиональной деятельности, я работаю именно с командами топ-менеджеров и очень хорошо знаю, с какими проблемами они сталкиваются на работе. Решить многие проблемы удаленно невозможно. Более того, вера в эффективность дистанционного режима — это опасная иллюзия. В среднем и малом бизнесе недостаточно организованности, слишком много процессов протекает только при помощи «ручного подталкивания». В крупном бизнесе ключевые процессы отлажены и хорошо формализованы, но любые изменения стоят титанических усилий, так как структура компании со временем становится негибкой.

Дело в том, что природа не создавала нас для общения через текст. Язык стал ответом на запрос первобытного человека на средство коммуникации, но язык как выразительное средство очень беден — в общении мы передаем лишь 20-30% информации вербально, остальная информация передается с помощью жестов, мимики, «языка тела», интонации. Общение в переписке обедняет и выхолащивает текст, что особенно опасно в случае, если стороны обсуждают очень важный вопрос или разрешают конфликт. Более того: многим сложно писать, и люди обычно пишут медленнее, чем думают или говорят. Именно поэтому в письменной речи большинство людей подсознательно сокращает текст, что никак не добавляет ему выразительности и полноты. Про переписку с помощью смартфона и говорить нечего.

Общение через видеосвязь частично решает эти проблемы: мимика, жесты, интонации частично в таком общении присутствуют. При помощи видеосвязи можно в наши дни делать многое —  проводить совещания и собеседования, учиться и даже посещать сеансы психоанализа. Но вот чего точно нельзя делать по видеосвязи, так это поддерживать командный дух и создавать особую творческую атмосферу, которая может возникнуть только при тесном и непосредственном контакте людей друг с другом. Как показывает опыт, нельзя провести стратегическую сессию или мозговой штурм в удаленном режиме. Это просто не сработает.

 

Отдельные случаи успеха распределенных команд, разбросанных по всему миру, пока являются скорее исключением, чем правилом. Даже такие корпорации, как Facebook, Google, Apple, не переходят полностью на удаленную работу, хотя им, казалось бы, сам бог велел. А компанию Yahoo Мелисса Майер в пору своего директорства, наоборот, возвращала из квартир в офисы, вызвав недовольство многих сотрудников. Впрочем, Yahoo это не сильно помогло.

Российские операторы сотовой связи также проводили эксперименты по переводу части сотрудников на удаленную работу, но основная работа приходилось на офисное пространство. И это не случайно. Работа — не просто источник заработной платы. Многие работодатели вкладывают гигантские суммы в то, чтобы создать на рабочем месте особую атмосферу: чтобы для сотрудников рабочее пространство стало особым, ассоциирующимся не только с пробками по дороге туда и обратно и стрессом рабочих задач, а комфортным и эмоционально позитивным местом. Такую атмосферу невозможно создать, если сотрудники работают на дому.

Для многих сотрудников слишком долгое пребывание дома также может стать стрессом. В прессе уже появились мнения психологов, предрекающих массовые разводы после спада эпидемии коронавируса. Мэг Зукин, редактор социальных сетей журнала Variety, попросила подписчиков в Twitter поделиться проблемами, которые возникли в семейной жизни из-за карантина. И как выяснилось, люди оказались не готовы к многочасовой изоляции окружении своей семьи, и эта эпидемия, судя по всему, проверит на прочность многие отношения. Ведь работа в офисе — это еще и возможность переключиться, пообщаться с другими людьми, получить дополнительные эмоции.

Сейчас ясно, что при прочих равных после окончания эпидемии количество человеко-часов удаленной работы вырастет во многих странах, в том числе и в России. Однако кажется маловероятным, что компании массово начнут переводить многие должностные функционалы на удаленную работу. Скорее, у отдельных сотрудников может появится возможность удаленно работать один-два дня в неделю, если должностной функционал позволит.

Массовой «цифровой трансформации» с переводом целых должностей на удаленную работу в России с учетом специфической культуры труда точно не случится. Как только эпидемия пойдет на спад, работодатели с облегчением вернут сотрудников в офисы. А это означает, что большинству компаний не удастся сэкономить на аренде офисных пространств. Офисное рабство может начать существенно сокращаться лишь тогда, когда к этому будут готовы и работодатели, и сотрудники. Вряд ли это произойдет из-за внезапной эпидемии.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+