К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Мы уже на критическом минимуме»: владелец «IL Патио» и T.G.I. Friday's о том, как спасти бизнес во время пандемии

Фото Владислава Шатило /RBC/TASS
Фото Владислава Шатило /RBC/TASS
Основатель «Росинтер» Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко в колонке для Forbes объясняет, насколько разрушителен этот кризис, чего бизнес ждет от государства и что будет после окончания кризиса

Уникальность положения, в котором мы оказались сегодня, — иссяк источник доходов и у бизнеса, и у населения. И это только начало. Меры, которые позволили выстоять в предыдущие кризисы, казались актуальными две недели назад, но не сейчас. Оптимизация бизнес-процессов с сокращением затрат, поиск новых источников дохода (новое меню, форматы ресторанов и т .д.) — все это в прежние кризисы было направлено на достижение положительного cash flow. Теперь ни о каком положительном cash flow речи быть не может.

Нет доходов не только у бизнеса, нет доходов и у людей — большая часть населения находится на домашнем режиме изоляции. Пока еще у нас это выходные, но, я уверен, что скоро мы перейдем в тот же режим изоляции, что и в других странах, где введен карантин. И конечно, этот период одной неделей не ограничится, он будет длиться гораздо дольше. А после неизбежно наступит время, когда предприятиям нужно будет платить аренду, налоги, людям — ипотеку, долговые обязательства и текущие платежи, а сделать это будет невозможно.

 

«Росинтер» ведет бизнес в России и странах СНГ, у меня есть партнерские отношения и бизнес во многих других странах. Сначала кризис почувствовался в Италии, затем в Испании, в Центральной Европе, Великобритании. Мы надеялись, что эта ситуация не выйдет за пределы этих стран, но в начале третьей декады марта я уже осознавал, что в этом состоянии будет жить весь мир.

«Падение было похоже на снежный ком»

В России отток гостей стал заметен в конце февраля-начале марта. Сначала 10-20 % к прошлому году, потом 50%, сейчас 100%. Ситуация менялась ежечасно, процесс падения выручки был похож на снежный ком, который стремительно катится вниз. Вначале пересматривали меню и графики работы персонала, перестраивали закупки, потом останавливали работу ресторанов в закрывающихся локациях, где трафик уже был «нулевой», например, в международных зонах аэропортов. Две недели назад, когда мы начали ощущать ситуацию в Москве, в регионах все еще продолжалась нормальная жизнь. Но уже на прошлой неделе товарооборот резко снизился, а сейчас каникулы объявлены по всей России. Думаю, если в выходные люди еще как-то хотели воспользоваться каникулами, с понедельника все приостановится.

 

На сегодня мы уже находимся в критическом минимуме. С 28 марта впервые в 30-летней истории «Росинтера», который прошел все кризисы современной России, рестораны закрыты. Мы не зарабатываем деньги, кроме тех нескольких ресторанов, которые работают на доставку в Москве и в регионах России. Но необходимо подчеркнуть, что они не покрывают даже затраты на заработную плату сотрудников кухни, которые выходят на работу и готовят блюда на доставку и навынос, а также курьеров, которые доставляют заказы. Могут быть исключения, но они крайне редки.

Люди перестали получать заработную плату и, соответственно, перешли в режим жесткой экономии или вообще перестали тратить деньги, кроме как на первоочередные нужды. Во многих западных странах созданы государственные механизмы, по которым людям будут компенсировать 70-80% зарплаты до определенного уровня (800 -1200 евро/фунтов/долларов). Конечно, нужно понимать, что это не зарплата, это компенсация и эти деньги правительства будут выделять на первоочередные нужды, связанные с жизнеобеспечением людей, в первую очередь, питанием.

Бизнес в режиме жесткой экономии

Точно могу сказать: «Росинтер» и наши коллеги по ресторанной отрасли, партнеры по туристическому бизнесу (в «Ростик Групп» входит также туристический оператор «Карлсон туризм»), по недвижимости — находимся в одинаковом положении. На прошлой неделе начали получать официальные письма о приостановке оплат по аренде, наши клиенты в туристических компаниях и агенты, c которыми мы работаем,  сообщили о приостановке платежей. Если была какая-то задолженность, то она уже де-факто заморожена. То же самое делаем и мы. Мы приостановили весь маркетинг и рекламу, заморозили все проекты, связанные с развитием и обновлением сети, перестроили цепочки поставок только на необходимый минимум продуктов для доставки, ведем переговоры с банками об отсрочке или реструктуризации долговых обязательств.

 

Скидки и отсрочки по аренде — это практически первое, с чего мы начали. И надо сказать, что осознание необходимости или даже неизбежности этой меры у разных структур происходило по-разному. Где-то на уступки шли сразу, но, например, некоторые торговые центры до последнего требовали платить аренду, обосновывая это тем, что торговый центр открыт и работает, в то время как люди посещали только продуктовые магазины.

Во многих случаях по вопросам арендной платы удается договориться, хотя наши коллеги по рынку все еще получают письма от многих торговых центров,  которые оставляют за собой право начислять и требовать оплату аренды. В данной ситуации мы ожидаем четкого и однозначного признания от органов власти, что мы находимся в состоянии форс-мажора, чтобы приостановить действие не только договоров аренды, но и коммерческих соглашений. Похожая ситуация касается порядка уплаты налогов: несмотря на ряд принятых решений, налоговые подразделения все еще ждут конкретных разъяснений для принятия соответствующих мер.

Еще одна тупиковая ситуация связана с тем, что разработано много хороших правильных мер для МСП (малого и среднего предпринимательства), однако туда не попали многие компании, работающие в общей системе налогообложения (ОСНО). А ведь последние попадут в еще более тяжелое положение — налоговая база для них гораздо больше, чем у работающих на упрощенной системе налогообложения (УСНО) или как ИП.

Франчайзинг — это, по сути, тоже рестораны группы, наши ближайшие партнеры, и мы вместе разрабатывали меры поддержки, подходы к арендодателям, поставщикам и т. д. Они работают в том же режиме, что и мы, часть ресторанов закрыли, часть оставили в режиме доставки. Мы с ними в постоянном контакте, в начале недели поймем, насколько это целесообразно и можем ли мы таким образом хотя бы покрыть себестоимость доставки. Доставка сейчас — это уже не бизнес, а скорее, мера поддержки для наших постоянных гостей, которые вынуждены находиться дома, но при этом хотят себя порадовать.

 

Как будем жить после?

Россия сейчас только заходит в это состояние. В Великобритании, Испании, Италии кризис уже продолжается некоторое время, и правительство стран приняло финансовые меры, которые позволяют сохранить денежный поток. Главным образом, через пособия по безработице и социальные выплаты для населения, а также предоставляя различные финансовые инструменты банкам, у которых также будет огромное количество долгов по оплате кредитов, выданных на строительство коммерческих или жилых объектов, потребительских долгов по ипотеке, коммерческим кредитам и другим обязательствам населения. Я очень надеюсь, что правительство России учтет меры и механизмы поддержки людей и бизнеса, которые принимаются в разных странах, и использует собственный опыт, накопленный в ходе  последних кризисов, чтобы создать необходимую «подушку», что поможет облегчить и смягчить удары, которые так или иначе мы все получим.

Как будет жить российский ресторанный рынок после кризиса? Конечно, рынок очистится. Это происходит при любом кризисе, а сейчас накладывается серьезный экономический кризис, вызванный ценовой войной на нефтяном рынке. Сейчас он остался на втором плане, о нем мы вспомним позже, когда восстановимся от коллапса, вызванного коронавирусом.

Может сложиться следующая ситуация: очень много бизнесов, связанных с общественным питанием, торговлей, бытовым сервисом, туризмом, будут не в состоянии платить аренду по прежним ставкам и вынуждены будут закрыться. Но замены им нет. Таким образом, если стоимость аренды сохранится на докризисном уровне (начало марта), очищение рынка будет очень масштабным.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+