В начале ноября Льюис Хэмилтон занял второе место в Гран-при США, придя к финишу всего на несколько секунд позже своего товарища по команде Валттери Боттаса. Второе место принесло Хэмилтону достаточно очков, чтобы в шестой раз стать чемпионом «Формулы-1», и сейчас ему недостает одной победы до рекорда Михаэля Шумахера. При этом пять чемпионских титулов Хэмилтон выиграл за последние шесть лет. Это невероятное достижение — 34-летний британец по праву считается легендой автогонок. Но первенство Хэмилтона — еще и знак величайшей угрозы для будущего успеха «Формулы-1». Суть этой угрозы в огромном влиянии неограниченных трат.
Успех Хэмилтона на трассе во многом стал возможен благодаря тому, что его команда, Mercedes, готова тратить больше конкурентов: около $430 млн в год, более чем в два раза больше того, что большинство команд «Формулы-1» могут потратить за один сезон. И Mercedes остается бесспорным лидером, с легкостью победив в каждом из последних шести чемпионатов. Другие команды вынуждены бороться за остатки, чтобы удержаться на плаву. История Формулы-1» знает множество примеров команд, которые прекратили существование, потому что не справились с финансовым давлением.
Существование этого внушительного финансового разрыва и его влияние на самый дорогой вида спорта — не новость. Но эта тема внезапно оказалась в центре внимания, когда владелец «Формулы-1», Liberty Media, начал подготовку к внедрению инструментов контроля за расходами. Конечная цель — это обновленные соревнования, главными чертами которых станут захватывающие гонки и финансовая стабильность, но эти перемены нивелируют некоторые преимущества, которыми сейчас располагают ведущие команды.
Не так давно на «Формуле-1» творился хаос. Финансовая нестабильность не давала соревнованиям выйти на биржу в Сингапуре и отпугивала инвесторов. Оценка стоимости гонок сократилась на 12% — более чем на $1 млрд — менее чем за пять лет.
Этот порог был зафиксирован в январе 2017 года, когда Liberty Media миллиардера Джона Мэлоуна наконец решила приобрести чемпионат за $8 млрд. С тех пор дела «Формулы-1» пошли на лад. В прошлом году выручка организаторов чемпионата составила $1,83 млрд, на 2,5% больше по сравнению с предыдущим годом. Рыночная капитализация «Формулы-1» составляет $10 млрд, и это исторический рекорд (цена акций выросла на 48% после сделки с Liberty). Аудитория телетрансляций в США в этом сезоне выросла на 22%. Число людей, которые посещают гонки, также растет.
Но говорить о триумфальном возрождении «Формулы-1» пока рано. Почти весь рост выручки за 2018 год связан со вспомогательными направлениями: проведением соревнований «Формула-2», телепередачами, гостиничными и туристическими услугами. Тем временем, выручка от спонсорских контрактов чемпионата снизилась, а сумма взносов за проведение соревнований выросла всего на $1 млн, несмотря на то, что добавилась еще одна гонка. Мировая телеаудитория чемпионата сократилась, когда он перешел с бесплатных каналов на кабельные. В то же время, выручка от трансляций практически не увеличилась. И хотя число зрителей в США растет, это все еще очень скромные цифры: 680 000 зрителей на каждую гонку — это всего одна пятая от средних показателей Nascar.
Поэтому у организаторов чемпионата остается не так много пространства для маневра при проведении реформ, которые должны создать равные условия для всех команд.
Главное новшество, которое планируется ввести — лимит на расходы команд в размере $175 млн за сезон (в эту сумму не войдут расходы на двигатели и зарплаты водителей). Это радикальные, но необходимые меры. Cтоимость участия в «Формуле-1» запредельна для команд второго эшелона. В последние несколько лет такие команды как Lotus, Force India и Manor Racing обанкротились или были проданы за копейки.
Финансовое давление тоже растет, поскольку увеличение расходов на проведение гонок влияет и на призовой фонд команд — в прошлом году общая сумма составляла $913 млн, почти на 6% меньше, в 2016 году. Негативное воздействие Brexit на курсы валют сократило реальный доход команд, поскольку большинство из них несут расходы в британских фунтах, а доходы получают в долларах США или евро.
Однако главная сложность для «Формулы-1» состоит в том, чтобы убедить ведущие команды — Ferrari, Mercedes, Red Bull — сократить расходы и дать остальным участникам шанс сравняться с ними. Команды «Формулы-1» с щедрым финансированием не готовы терять имеющиеся преимущества, и, поскольку их обязательства в отношении соревнований истекают через год, они пользуются возможностью надавить на Liberty.
Mercedes никак не опровергала слухи о том, что компания собирается продавать свою команду «Формулы-1». Red Bull, кажется, постоянно близка к уходу. Ferrari, которая известна склонностью к шантажу, до сих пор оставалась открыта к сотрудничеству, хотя команда выразила обеспокоенность по поводу новых правил соревнований. Причины нетрудно понять, поскольку неограниченные траты этих команд позволили им выстроить одни из самых дорогостоящих брендов профессионального спорта.
Взять, к примеру, доминирование Mercedes. Сначала «Серебряные стрелы» поднялись на первые позиции рейтингов в 2014 году, когда взяли на себя внушительные финансовые обязательства. В тот год команда потратила в общей сложности $380 млн, что на 26% больше, чем в 2013 году, и на 59% больше, чем в сезоне 2012 года. Эти издержки привели к убыткам в размере $150 млн в тот год, когда команда впервые получила чемпионский титул, однако стабильный успех в итоге принес материальную выгоду. В прошлом году Mercedes сообщила об операционной прибыли в размере $22 млн, и это притом, что ее расходы превышали на $100 млн и более расходы любой команды, кроме Ferrari. Сейчас гоночная команда Mercedes оценивается в $1,15 млрд, что на 46% больше по сравнению с результатами нашего последнего анализа стоимости команд, проведенного два года назад.
Самая дорогая гоночная команда мира, Ferrari, сейчас оценивается в $1,35 млрд. Высокие расходы Ferrari на участие в чемпионате привели к операционным убыткам — по нашим оценкам, они составили $12 млн при выручке $426 млн. Полоса впечатляющих результатов и соответствующих доходов может быстро закончиться — взгляните на McLaren, которая претендовала на звание чемпиона и лидировала по выручке до тех пор, пока не потеряла свои позиции после недавних провальных сезонов. Однако Ferrari стара как этот спорт и с 1981 года не опускалась по итогам чемпионата ниже первой четверки. «Формула-1» предоставила итальянской команде право вето и ежегодный бонус в обмен на репутационные выгоды от ее участия в чемпионате.
Другие команды даже не приблизилась к этим двум лидерам. Однако и среди них можно найти примеры того, как огромные расходы могут повысить стоимость команды. Red Bull, которая с 2008 года лишь однажды не вошла в тройку лидеров, оценивается в $640 млн. Команда приносит прибыль, но лишь благодаря тому, что около трети ее выручки ($92 млн) — это «спонсорские» инвестиции от Red Bull GmbH, материнской компании команды. McLaren, несмотря на недавние проблемы, оценивается в $620 млн. Renault тоже стремительно растет — стоимость команды за последние два года выросла более чем в два раза, до $430 млн. Помогли в этом щедрые расходы французских владельцев команды.
Полностью рейтинг команд «Формулы-1» по их стоимости выглядит так:
- Ferrari — $1,350 млрд
- Mercedes — $1,015 млрд
- Red Bull Racing - $640 млн
- McLaren - $620 млн
- Renault - $430 млн
- Williams - $400 млн
- Toro Rosso - $200 млн
- Racing Point — $130 млн
- Haas F1 — $115 млн
- Alfa Romeo - $105 млн
Перевод Натальи Балабанцевой