Новая глава в истории HP: как принтерный гигант будет менять свою бизнес-модель
На этой неделе The Wall Street Journal сообщила о планах Xerox приобрести своего многолетнего конкурента, производителя компьютеров и принтеров HP. По данным издания, предложение Xerox о покупке HP будет выше рыночной стоимости компании, которая сейчас составляет около $29 млрд. HP тем временем готовится претворить в жизнь масштабный план реструктуризации, который призван сгладить последствия от падения продаж принтеров. План предполагает сокращение штата на 9000 сотрудников из 55 000, которые сейчас работают в компании. Эта мера, как ожидается, поможет HP экономить по $1 млрд ежегодно.
За планами реструктуризации стоит новый гендиректор HP, 54-летний Энрике Лорес. Он занял кресло главы компании после того, как в августе Дион Уайслер, занимавший должность с 2015 года, заявил об уходе из компании по семейным обстоятельствам.
Лорес родился в Мадриде, учился в Политехническом университете Валенсии, а также получил степень магистра делового администрирования в бизнес-школе ESADE в Барселоне. Сотрудником HP он стал 30 лет назад, когда пришел туда инженером-стажером. С годами Лорес поднимался по корпоративной карьерной лестнице и занял пост президента компании по принтерному направлению. Этот бизнес в последнее время испытывал особенные трудности из-за снижающихся объемов сбыта.
Менять курс технологического гиганта уровня HP, который в 1939 году основали Билл Хьюлетт и Дэйв Паккард, ― совсем как разворачивать большое грузовое судно. Однако стоит отдать корпорации должное, ведь HP располагает огромными исследовательскими ресурсами как в штаб-квартире в калифорнийском Пало-Альто, так и в более новом научном центре в Барселоне. Последний, к примеру, является одним из ключевых разработчиков промышленных 3D-принтеров, хотя внимание большинства приковано к «единорогам» Desktop Metal и Carbon, даже не торгующимся на фондовом рынке.
HP также выпускает принтеры нового типа для массового потребителя, которые отличаются малыми размерами и интеграцией со смартфонами, а также проектирует биопринтеры, которым под силу «печатать» образцы фармацевтических препаратов. В небольших фирмах такие разработки могут обрадовать инвесторов, но HP ― гигантская корпорация с годовой выручкой в $59 млрд.
На принтерный бизнес приходится около трети всей выручки HP, но его значимость намного выше, потому что для компании он — основной источник прибыли. В качестве руководителя подразделения Лорес курировал сделку по покупке принтерного бизнеса Samsung за $1,05 млрд в 2017 году. В результате поглощения к HP перешло почти 1300 сотрудников и 6500 патентов. Объемы сбыта принтеров росли, но вскоре ситуация изменилась. В третьем квартале доход принтерного подразделения упал на 5% до отметки $4,9 млрд, а из-за повсеместного перехода на электронный документооборот перспективы до сих пор остаются туманными.
Уязвимостью HP стала также бизнес-модель в сфере печатного оборудования. Дело в том, что компания обычно продавала принтеры с дисконтом и основную часть заработка получала с чернильных картриджей, ― типичный ход, широко используемый, к примеру, при продаже бритвенных станков и сменных лезвий. «Данная модель имела смысл, когда цель заключалась в том, чтобы товар оказался в каждом доме и офисе», ― рассказал Лорес изданию Wall Street Journal. Но теперь все изменилось: клиенты все реже печатают документы и переходят на более дешевые картриджи из Китая или других стран. После реструктуризации HP по-прежнему будет предлагать потребителям принтеры с дисконтом, но в таком случае им придется покупать чернила только у HP. Для тех же, кто не хочет быть ограничен в выборе расходных материалов, стоимость печатного оборудования будет выше.
«Начиная новую главу в истории компании, мы готовы рисковать и действовать решительно», ― подчеркивает Лорес.
Перевод Антона Бундина