Почему один из самых горячих IT-стартапов 2019 года занялся производством «железа»
Генеральный директор Zoom Эрик Юань создал титана видеоконференций. С помощью сервиса ежемесячно проводят более пяти миллиардов минут встреч, рыночная капитализация компании составляет около $19 млрд, а ее выход на биржу Nasdaq стал одним из самых «горячих» IPO года для IT-компаний. Сегодня Zoom сосредоточился на том, что удавалось ему лучше, чем конкурентам: это программное обеспечение. Теперь Zoom попробует свои силы в новой области — в производстве оборудования.
В середине октября Zoom объявил, что инвестировал в Neat, основанный в начала года стартап из Осло, который выпускает аппаратное обеспечение, дополняющее облачный софт Zoom для видеоконференций. У стартапа около 50 сотрудников, и он привлек в общей сложности $20 млн. Zoom отказался назвать размер своих вложений, но обе компании говорят, что он не получил контрольный пакет.
Neat был создан при участии команды под руководством О-Джей Уинджа, который ранее руководил отделом по работе с партнерами в компании Cisco и занимался ее платформой для видеоконференций WebEx.
Уиндж и его давний деловой партнер Фредрик Халворсен, бывший генеральный директор компании-организатора телеконференций Tandberg, инвестировали в Neat через финансовую фирму под их управлением, Ubon Partners. План Neat на ближайшее будущее — продавать свой продукт исключительно клиентам Zoom как готовое решение для организации встреч через Zoom в переговорных. Инструмент для работы с экранами (например, телевизионными) под названием Neat Bar теперь доступен для предзаказа по цене в $2500. Цена второго продукта, Neat Board, у которого есть собственный экран, пока не определена, и он будет доступен для предзаказа в январе 2020 года.
Для Zoom инвестиции в Neat поднимают вопрос о том, почему компания решила изменить своей давней стратегии, состоявшей в полном отказе от работы с аппаратным обеспечением. До сих пор клиенты Zoom обращались только к сторонним поставщикам (Dell, Logitech). «Zoom — это Швейцария в мире платформ для коммуникаций», — говорит аналитик Bernstein Зейн Крейн. Инвестировав в Neat и сохранив для Юаня возможность занять в будущем место в совете директоров, Zoom впервые выделил ресурсы и инженеров для прямого участия в производстве «железа».
У этого шага есть определенные риски, предостерегает аналитик Дэн Романофф из Morningstar. «Покажите мне производителя оборудования, у которого рентабельность была бы выше, чем у производителя программного обеспечения. Вы такого не найдете», — говорит он. Уровень вовлеченности Zoom неизвестен, но он точно меньше $20 млн, поскольку все финансирование Neat не превышает эту сумму. Так что объем вложений пока можно считать незначительным. Но если уровень вовлеченности в стартап будет повышаться, дополнительные расходы отразятся на показателях рентабельности Zoom. «Если Zoom в конце концов инвестирует $250 млн, у многих возникнут к нему вопросы», — говорит Романофф. Смысл инвестиций в Neat — эффективнее монетизировать услуги клиентам из малого бизнеса. Многие небольшие компании с маленькими бюджетами могли бы выиграть от использования сравнительно недорогого оборудования Neat по сравнению с покупкой оборудования у сторонних производителей.
Сотрудники Five9, стартапа-кол-центра из Сан-Рамона, штат Калифорния, тестируют устройство Neat в одной переговорной, которая, по словам генерального директора Роуэна Троллопа, стала самой популярной в офисе благодаря простоте экранного управления Neat. Троллоп может быть предвзят — он бывший коллега Уинджа по Cisco и частный инвестор Neat. По значению для рынка коммуникаций он сравнивает сочетание Zoom и Neat с запуском iPod. «Если бы Apple решила создать систему организации конференций для всего мира, он бы создал вот это», — уверен Троллоп.
Юань сравнивает потенциал Zoom и Neat с другим продуктом Apple, объединяющим аппаратное и программное обеспечение, — iPhone, а связь Zoom и Neat — с Google, его программным обеспечением Android и тем, как компания сотрудничает с производителями гаджетов вроде Samsung.
- Как стать миллиардером, отменяя встречи? История Zoom — самого горячего IPO в IT
- Всевидящее око: как стартап Diffbot собрал в Сети триллион фактов и обошел Google