Провальная премьера. К чему приведет новый порядок продажи театральных билетов
Самое интересное и важное в новом законе о правилах продажи билетов, вступившем в силу 1 сентября — запрет на продажу билетов по цене выше номинальной, которая указана на билетах. При этом можно взимать с покупателей дополнительную плату за так называемые сопутствующие услуги, но не более 10%. Продажей билеты могут заниматься только сами организаторы мероприятий или уполномоченные ими лица/компании. Порядок возврата билетов тоже изменился: теперь, если посетитель без уважительной причины сдаст билет не ранее, чем за три дня до начала мероприятия, то деньги ему не вернут. Все это призвано сделать билетный рынок прозрачным и уничтожить бизнес перекупщиков. Однако из этого, скорей всего, ничего не получится.
Архаичный рынок
На дворе 2019 год, и вторичному рынку билетов в России давно пора начинать работать в легальном поле, как это происходит во всем мире. Вместо этого его пытаются запретить. Но проблема — или, точнее, реальность — в том, что на популярных концертах, спектаклях, спортивных состязаниях и т.д. спрос всегда превышает предложение, особенно при современным уровне маркетинга, когда практически вокруг любого мероприятия можно создать ажиотаж.
Поэтому многие просто не успевают купить билет, и это нормально. Как и нормально — с точки зрения рыночной экономики — когда цены на услуги повышаются при повышенном спросе. Никто не возмущается высокими ценами в загородном отеле в выходной день по сравнению с буднями, или разными ценами на курортах в зависимости от сезона. Стоимость поездки на такси повышается в час пик, как и стоимость аренды каршеринга. Заказать клининг квартиры в выходной дороже, чем в среду. Динамическое ценообразование есть и на рынке авиабилетов.
А вот рынок билетов на мероприятия стоит по-прежнему особняком. Здесь отсутствует современное законодательство, а сама структура билетного рынка довольно архаична. Но если рынком не занимается государство, рынок займется собой сам. Именно поэтому вторичный рынок всегда существовал и, вероятно, всегда и будет существовать. А вот в каком виде — это во многом зависит от типа регулирования.
Другой мир
В США, Европе и других частях света на вторичный рынок давно обратили внимание и успешно его развивают. Там есть прозрачное и понятное всем — организаторам, продавцам и покупателям — регулирование, которое позволяет перекупщикам существовать наравне с первичным рынком. В Британии разрешено перепродавать билеты даже на футбол (с оговорками) — и это в стране, где к этому виду спорта относятся как к религии. Объем мирового вторичного рынка билетов к 2020 году достигнет $15,2 млрд. С этих миллиардов платятся налоги, сотрудники получают зарплаты. Покупатели могут сами выбирать, какие билеты по какой цене они готовы купить. И если они готовы переплатить, они переплачивают.
Конечно, здесь есть и проблемы. Например, в США приняли закон, запрещающий покупку билетов ботами, которые скупали все билеты буквально за несколько секунд. Во многих странах ограничивают максимальное превышение цен от номинальной стоимости. Однако у этой идеи есть и много противников, которые говорят, что рынок сам должен регулировать цены.
Самая же главная проблема состоит в том, что доходы с продаж на вторичном рынке часто идут мимо карманов музыкантов, спортсменов, артистов и галерей. Но и эта проблема решается, и в будущем окончательно будет решена, с помощью технологий. Уже есть пилотные проекты, использующие блокчейн-технологии. С помощью смарт-контрактов можно довольно просто распределить прибыль в соответствии с видением организатора и/или мероприятия.
Кстати, большинство инноваций на мировом билетном рынке внедряются в первую очередь именно на рынке вторичном. Он более маржинальный, и поэтому игроки больше заинтересованы инвестировать в его развитие. Основное направление инноваций — в сторону удобства и безопасности при совершении сделки для конечных покупателей. В этом крупнейшие игроки на вторичном рынке действуют целиком в русле законодательства стран: там законы прежде всего направлены на защиту потребителей от подделок. В результате рынок развивается, появляются новые платформы, технологии, а объемы продаж растут на 20% в год.
Россия: поворот не туда
В России все немного иначе. Компаний масштаба StubHub (речь даже не про объемы продаж, а про уровень технологий и сервиса) на рынке нет и в ближайшем будущем не предвидится: для этого нет никаких условий и предпосылок. При текущем подходе со стороны государства вряд ли стоит ожидать скорого обеления вторичного рынка. Правда, эффективность нового закона еще только предстоит узнать.
Система могла бы поменяться в лучшую сторону, если бы те же театры, живущие за счет госсубсидий, были больше заинтересованы в развитии удобных для посетителей каналов продаж. Вторичный рынок здесь как раз мог бы помочь — будь у него возможность оказаться в легальном поле. Ведь даже сами театры регулярно выступали в том духе, что если на спектакль есть высокий спрос и есть перекупщики, значит, спектакль хороший и попасть на него престижно.
Многие, наверно, помнят, как еще недавно, чтобы вызвать такси, нужно было его «ловить» на дороге. После введения закона о лицензировании водителей такси рынок изменился. Частный извоз практически исчез, на смену ему пришли сначала агрегаторы такси, а затем и «уберизация». Это пример нормального развития рынка благодаря современным технологиям. Рынок билетов могло бы ждать то же самое: безопасный, максимально удобный сервис для покупателей, эффективный для организаторов. Именно так он сейчас и развивается во всем мире: появляются проекты, которые предлагают любым компаниям продавать билеты с помощью блокчейн-технологий, развиваются маркетплейсы, на которых люди могут друг другу продавать билеты с небольшой наценкой, платя комиссию за сделку платформе. В России же билетный рынок, по сути, оказался в том же состоянии, что и 50 лет назад. Государство запрещает, перекупщики придумывают способы обходить запреты. А люди готовы покупать билеты по любым ценам.