К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

«Яндекса» это, безусловно, коснется»: в Госдуме предложили ограничить иностранное владение крупными IT-компаниями

Фото Макса Новикова для Forbes
Фото Макса Новикова для Forbes
Депутат-единоросс Антон Горелкин предложил ограничить иностранное владение некоторыми «значимыми» информресурсами двадцатью процентами акций. По его словам, такая мера должна коснуться «Яндекса»

В Госдуму внесли законопроект, в котором предлагается признавать «значимыми ресурсами» «некоторые сервисы, которые активно используются» в России. Доля иностранного участия в таких сервисах должна быть ограничена 20% голосующих акций. Автор законопроекта — депутат-единоросс Антон Горелкин, член думского комитета по информационной политике.

Законопроект предлагает внести изменения в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных». Согласно проекту документа, некоторые сервисы «будут признаваться значимыми для развития в Российской Федерации информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также технологий обработки данных».  При этом решение о признании информационного ресурса значимым будет принимать правительственная комиссия на основании предложений Роскомнадзора. Тот, в свою очередь, сформирует предложения на основе оценки количества пользователей ресурса, объема и состава накапливаемой информации, а также «ожидаемого эффекта для развития в России информационной и коммуникационной инфраструктуры».

Если правительственная комиссия признает собственника «значимого информресурса« не исполняющим «требования о владении», то реклама такого ресурса и на таком ресурсе будет запрещена.

 

Кто пострадает

«Перечень значимых для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры ресурсов будет составлять правительственная комиссия. Я считаю, что «Яндекса» это, безусловно, коснется»,  — сказал Горелкин ТАСС.

«В случае принятия законопроекта может быть разрушена уникальная экосистема интернет-бизнесов в России, где локальные игроки успешно конкурируют с глобальными компаниями. В результате пострадают конечные пользователи. Мы считаем, что законопроект в текущем виде не должен быть принят, и готовы участвовать в его обсуждении»,  — заявили в пресс-службе «Яндекса».

 

В разговоре с «Интерфаксом» Горелкин также назвал возможным объектом действия законопроекта Mail.Ru Group. При этом, по его словам,  документ не касается Facebook и  Google. «У нас в ряде отраслей экономики есть перечень стратегических предприятий, и здесь мы проводим определённую аналогию. И правительственная комиссия будет определять те IT-компании, которые ориентированы на российский рынок и занимают основные части рынка», — объяснил он.

«Мы считаем, что данный законопроект не может быть принят Государственной думой в текущей редакции. Mail.Ru Group планирует принять участие в обсуждении и уверена, что государство в дискуссии с рынком найдет приемлемый для всех сторон сценарий», — заявил Forbes представитель Mail.Ru Group.

«Поддержать инициативу или нет, нам будет понятно только после того, как мы встретимся с руководством компаний Telegram, «Одноклассники», Mail.Ru, Rambler и «Яндекс», — говорит коллега Горелкина по комитету, депутат Андрей Свинцов. — Если руководство этих компаний заверит нас, что для них это не повлечет существенных убытков, то мы примем решение». С одной стороны, важно, чтобы российские компании привлекали иностранные инвестиции, но также важно соблюдать золотую середину в российском сегменте, добавил депутат.

 

Законопроект под «Яндекс»

Источник издания The Bell, знающий историю подготовки законопроекта, говорит, что именно «Яндекс» — главная цель законопроекта. По словам собеседника издания, проект внесен специально в один из последних дней работы Думы перед уходом на каникулы, чтобы «у властей было время провести с «Яндексом» переговоры о какой-либо реструктуризации, которая повысит госконтроль над компанией».

Два осведомленных собеседника «Ведомостей» из двух интернет-компаний утверждают, что Горелкин внес проект по просьбе сотрудников администрации президента. Один из собеседников газеты знает это от депутатов Госдумы, второй ссылается на предварительные обсуждения вопроса с чиновниками.

Головная структура «Яндекса»  — нидерландская Yandex N.V. У нее только три акционера, владеющих долей более 5%. Это Аркадий Волож (10,35% акций компании и 49,23% голосов), Владимир Иванов (3,83% капитала, 6,23% голосов) и американская WMC Investment Management  (5,12% капитала, 2,46% голосов). Кроме того, «золотой акцией» «Яндекса» владеет Сбербанк — это позволяет ему наложить право вето на продажу более 25% компании.

«Яндекс» и Сбербанк в конце 2017 года создали совместное предприятие, которое, по задумке, должно стать «русским Amazon». Партнеры оценивали компанию в 60 млрд рублей. Сбербанк проинвестировал в совместное предприятие 30 млрд рублей. «Русский Amazon» планировалось строить на базе «Яндекс.Маркета». Однако уже осенью 2018 года «Ведомости» и The Bell сообщили, что Сбербанк намерен стать крупным акционером «Яндекса». И в «Яндексе», и в Сбербанке это опровергали. В июле появилась новая информация — о том, что компании готовы «развестись», поскольку отношения между ними в рамках СП складываются «непросто», сообщал The Bell. В обеих компаниях эту информацию опровергали.

В июне РБК сообщал, что ФСБ запросила у «Яндекса» ключи для дешифровки данных пользователей «Яндекс.Почты» и «Яндекс.Диска» в соответствии с законом Яровой. Спустя несколько дней «Яндекс» заявил, что достиг с силовиками договоренности о передаче данных силовикам. Управляющий директор компании Тигран Худавердян тогда отметил, что «ситуация очень простая — есть закон Яровой, и все должны его исполнять».

 

Не первый подобный проект

В октябре прошлого года в Госдуму уже вносился похожий законопроект. Его авторы, депутаты из фракций ЛДПР и «Единая России» Андрей Луговой, Борис Пайкин, Антон Горелкин и Михаил Старшинов предлагали запретить иностранцам владеть более 20% в новостных агрегаторах. Новостными агрегаторами в России считаются четыре сервиса: «Яндекс.Новости», «Mail.Ru Новости», «Рамблер/Новости» и «СМИ2» (они внесены в реестр новостных агрегаторов, критерий отбора —  аудитория свыше 1 млн человек в сутки). Законопроект был принят в первом чтении, однако потом притормозил — по правкам в документ ко второму, основному чтению, не был найден консенсус, объяснял «Ведомостям» глава профильного думского комитета Леонид Левин.

С 2016 года то же 20-процентное ограничение на иностранное владение действует в отношении СМИ.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+