«Яндекса» это, безусловно, коснется»: в Госдуме предложили ограничить иностранное владение крупными IT-компаниями
В Госдуму внесли законопроект, в котором предлагается признавать «значимыми ресурсами» «некоторые сервисы, которые активно используются» в России. Доля иностранного участия в таких сервисах должна быть ограничена 20% голосующих акций. Автор законопроекта — депутат-единоросс Антон Горелкин, член думского комитета по информационной политике.
Законопроект предлагает внести изменения в законы «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных». Согласно проекту документа, некоторые сервисы «будут признаваться значимыми для развития в Российской Федерации информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также технологий обработки данных». При этом решение о признании информационного ресурса значимым будет принимать правительственная комиссия на основании предложений Роскомнадзора. Тот, в свою очередь, сформирует предложения на основе оценки количества пользователей ресурса, объема и состава накапливаемой информации, а также «ожидаемого эффекта для развития в России информационной и коммуникационной инфраструктуры».
Если правительственная комиссия признает собственника «значимого информресурса« не исполняющим «требования о владении», то реклама такого ресурса и на таком ресурсе будет запрещена.
Кто пострадает
«Перечень значимых для развития в РФ информационной и коммуникационной инфраструктуры ресурсов будет составлять правительственная комиссия. Я считаю, что «Яндекса» это, безусловно, коснется», — сказал Горелкин ТАСС.
«В случае принятия законопроекта может быть разрушена уникальная экосистема интернет-бизнесов в России, где локальные игроки успешно конкурируют с глобальными компаниями. В результате пострадают конечные пользователи. Мы считаем, что законопроект в текущем виде не должен быть принят, и готовы участвовать в его обсуждении», — заявили в пресс-службе «Яндекса».
В разговоре с «Интерфаксом» Горелкин также назвал возможным объектом действия законопроекта Mail.Ru Group. При этом, по его словам, документ не касается Facebook и Google. «У нас в ряде отраслей экономики есть перечень стратегических предприятий, и здесь мы проводим определённую аналогию. И правительственная комиссия будет определять те IT-компании, которые ориентированы на российский рынок и занимают основные части рынка», — объяснил он.
«Мы считаем, что данный законопроект не может быть принят Государственной думой в текущей редакции. Mail.Ru Group планирует принять участие в обсуждении и уверена, что государство в дискуссии с рынком найдет приемлемый для всех сторон сценарий», — заявил Forbes представитель Mail.Ru Group.
«Поддержать инициативу или нет, нам будет понятно только после того, как мы встретимся с руководством компаний Telegram, «Одноклассники», Mail.Ru, Rambler и «Яндекс», — говорит коллега Горелкина по комитету, депутат Андрей Свинцов. — Если руководство этих компаний заверит нас, что для них это не повлечет существенных убытков, то мы примем решение». С одной стороны, важно, чтобы российские компании привлекали иностранные инвестиции, но также важно соблюдать золотую середину в российском сегменте, добавил депутат.
Законопроект под «Яндекс»
Источник издания The Bell, знающий историю подготовки законопроекта, говорит, что именно «Яндекс» — главная цель законопроекта. По словам собеседника издания, проект внесен специально в один из последних дней работы Думы перед уходом на каникулы, чтобы «у властей было время провести с «Яндексом» переговоры о какой-либо реструктуризации, которая повысит госконтроль над компанией».
Два осведомленных собеседника «Ведомостей» из двух интернет-компаний утверждают, что Горелкин внес проект по просьбе сотрудников администрации президента. Один из собеседников газеты знает это от депутатов Госдумы, второй ссылается на предварительные обсуждения вопроса с чиновниками.
Головная структура «Яндекса» — нидерландская Yandex N.V. У нее только три акционера, владеющих долей более 5%. Это Аркадий Волож (10,35% акций компании и 49,23% голосов), Владимир Иванов (3,83% капитала, 6,23% голосов) и американская WMC Investment Management (5,12% капитала, 2,46% голосов). Кроме того, «золотой акцией» «Яндекса» владеет Сбербанк — это позволяет ему наложить право вето на продажу более 25% компании.
«Яндекс» и Сбербанк в конце 2017 года создали совместное предприятие, которое, по задумке, должно стать «русским Amazon». Партнеры оценивали компанию в 60 млрд рублей. Сбербанк проинвестировал в совместное предприятие 30 млрд рублей. «Русский Amazon» планировалось строить на базе «Яндекс.Маркета». Однако уже осенью 2018 года «Ведомости» и The Bell сообщили, что Сбербанк намерен стать крупным акционером «Яндекса». И в «Яндексе», и в Сбербанке это опровергали. В июле появилась новая информация — о том, что компании готовы «развестись», поскольку отношения между ними в рамках СП складываются «непросто», сообщал The Bell. В обеих компаниях эту информацию опровергали.
В июне РБК сообщал, что ФСБ запросила у «Яндекса» ключи для дешифровки данных пользователей «Яндекс.Почты» и «Яндекс.Диска» в соответствии с законом Яровой. Спустя несколько дней «Яндекс» заявил, что достиг с силовиками договоренности о передаче данных силовикам. Управляющий директор компании Тигран Худавердян тогда отметил, что «ситуация очень простая — есть закон Яровой, и все должны его исполнять».
Не первый подобный проект
В октябре прошлого года в Госдуму уже вносился похожий законопроект. Его авторы, депутаты из фракций ЛДПР и «Единая России» Андрей Луговой, Борис Пайкин, Антон Горелкин и Михаил Старшинов предлагали запретить иностранцам владеть более 20% в новостных агрегаторах. Новостными агрегаторами в России считаются четыре сервиса: «Яндекс.Новости», «Mail.Ru Новости», «Рамблер/Новости» и «СМИ2» (они внесены в реестр новостных агрегаторов, критерий отбора — аудитория свыше 1 млн человек в сутки). Законопроект был принят в первом чтении, однако потом притормозил — по правкам в документ ко второму, основному чтению, не был найден консенсус, объяснял «Ведомостям» глава профильного думского комитета Леонид Левин.
С 2016 года то же 20-процентное ограничение на иностранное владение действует в отношении СМИ.