Напугать Цукерберга
Совсем как гордый родитель, Джек Дэвис развесил рисунки на холодильнике своего офиса в Лос-Анджелесе. Но это не детские творения с мамой и папой, нарисованные карандашом. На картинках скорее то, что можно увидеть в кошмарах: демоническое существо с акульими зубами, каннибал с торчащими из головы шипами и дерево, которое хочет выпотрошить все живое.
Ужасные создания — детище цифровой киностудии Дэвиса Crypt TV, которая стремится стать своего рода Marvel мира монстров. Основатель студии привлек от инвесторов $11 млн. Среди тех, кто вложился в стартап, — голливудский продюсер Джейсон Блум, венчурный фонд Advancit Capital медиамагната Шари Редстоун, сооснователь издания Huffington Post Кеннет Лерер и студия NBCUniversal. Проекту Дэвиса уже четыре года, и студия занимается созданием хоррор-видео для социальных сетей. Ожидается, что в этом году выручка компании составит $20 млн.
По словам Дэвиса, когда он только начинал, никто не занимался «ужастиками» для мобильных устройств. Он увидел в этом нишу для себя. «Это ведь грандиозный жанр с целом армией фанатов», — отмечает он.
Расцвет стриминговых платформ породил множество конкурентов Netflix, которые предлагают самую разную видеопродукцию, от британских сериалов на Britbox до аниме на Crunchyroll и, конечно же, фильмов ужасов на Shudder и Screambox. Некоторые студии, вроде Vertical Networks Элизабет Мердок (дочери Руперта Мердока), собрали вокруг себя аудиторию социальных сетей, ориентированных прежде всего на мобильный сегмент (Snapchat, Instagram).
Дэвис и сооснователь Crypt TV Элай Рот, режиссер, актер и продюсер, создавший «Хостел» и первый хоррор-сериал Netflix «Хемлок Гроув», считают, что тем, кому нравятся фильмы вроде номинировавшейся на «Оскар» киноленты Джордана Пила «Прочь», понравятся триллеры и ужасы на экранах мобильных устройств.
Интуиция их не подводит. В минувшую пятницу в Crypt TV объявили о сделке с Facebook — студия создаст пять эксклюзивных сериалов для стримингового видеосервиса Facebook Watch. Сделка стала продолжением партнерства, начавшегося еще в 2018 году, — тогда социальная сеть дала зеленый свет на производство сериала из 15 эпизодов, основанного на короткометражке Crypt TV под названием «Береза».
Как утверждает близкий к сделке источник, Facebook заплатил Crypt TV $25 млн. По оценкам Forbes, учитывая затраты на производство сериалов, новая сделка принесет Crypt TV меньше $20 млн.
Facebook может показаться не лучшим вариантом для показа фильмов ужасов поколению Z или молодым миллениалам, а ведь они составляют почти половину аудитории Crypt TV. Опрос, проведенный исследовательским центром Пью, показал: крупнейшая в мире соцсеть больше не самая популярная площадка для общения и досуга для подростков. К тому же у Facebook Watch дела идут неважно. Медиаконсультанты из The Diffusion Group говорят, что спустя год после того, как Марк Цукерберг запустил видеоплатформу в попытке конкурировать с YouTube от Google и Discover от Snapchat, о сервисе слышала лишь половина пользователей Facebook.
В то же время Facebook дает пользователям возможность собирать сообщества по интересам, в которых можно обсудить новые эпизоды любимых сериалов или очередной выпуск популярного ток-шоу. По собственным данным Facebook, хотя бы одну минуту в день за просмотром роликов на видеоплощадке Watch проводят 140 млн пользователей.
«Нельзя утверждать, что на платформе более чем с двумя миллиардами пользователей нет молодежи», — говорит руководитель Facebook по развитию контента Мэттью Хеник. По его словам, проблем с поиском и вовлечением «своей» аудитории у Crypt TV не возникнет — компания умеет доносить свои истории различными способами или, в данном случае, через разные продукты.
Целевая аудитория для Crypt TV — это те, кто любит, когда их пугают. Хорроры на большом экране привлекают огромное количество фанатов. По данным Comscore, в 2017 году суммарные сборы фильмов в этом жанре достигли рекордной суммы в $1 млрд.
Некоторые фанаты хотят острых ощущений бесплатно. Благодаря сериалу «Береза», который на Facebook посмотрели 26 млн раз, у студии в этой соцсети 9,75 млн подписчиков — втрое больше, чем ее аудитория на YouTube. Именно рисунки преданных фанатов висят на холодильнике Дэвиса. Один из поклонников прислал фотографию своей татуировки — безглазого монстра из короткометражных фильмов, чье лицо сшито из кусков плоти.
«У молодых людей эмоции бьют через край. Ужасающие истории позволяют затронуть самое сокровенное», — говорит Дэвис.
«Кто создаст нового Фредди Крюгера?»
Своим созданием студия Crypt TV обязана случайной встрече на званом ужине, однажды организованном родителями Дэвиса на западе Лос-Анджелеса. Тогда будущий основатель студии, еще студент Университета Дьюка в Северной Каролине, изучавший там социологию и политологию, оказался за столом рядом с Элаем Ротом и стал зачитывать ему диалог Донни Доновитца, убийцы нацистов, которого тот сыграл в фильме «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино.
Разговор зашел о карьерных планах Дэвиса. Студент ответил, что надеется когда-нибудь основать собственную компанию. За годы учебы в университете он заметил масштабные перемены в потреблении медиаконтента и планировал на этом заработать. У Рота было предложение.
Режиссер вспоминает: «Я тогда сказал, что аудитория, которая теперь будет смотреть фильмы ужасов (а жанр хоррора стал безумно популярен), сидит в своих телефонах. Каким будет новое поколение персонажей? Кто создаст нового Фредди Крюгера? Будет ли он иметь успех? А Джейсон? А новый Майкл Майерс? Или Чаки? Можно ли их поместить в телефон?»
Рот познакомил Дэвиса с Блумом, который впоследствии стал для Crypt TV самым первым инвестором, а для 23-летнего основателя компании — наставником.
Первым успехом стал онлайн-конкурс #6SecondScare (#Напугайза6секунд): пользователи Vine, сервиса для загрузки коротких 6-секундных видеороликов, публиковали свои самые страшные видео.
Рот позволил задействовать в конкурсе свое имя и привлек голливудских звезд, включая Квентина Тарантино и актрису Ванессу Хадженс, которые продвигали конкурс и выступили в нем судьями. В конкурсе участвовало 20 000 видеороликов, и о нем рассказывали даже в утреннем телешоу ABC «Доброе утро, Америка».
Летом 2015 года команда Дэвиса запустила «Таинственные убийства в Snapchat», сериал, в котором 10 популярных блогеров были приглашены на вечеринку в особняке, а потом их персонажи были по очереди убиты в лучших традициях детективов Агаты Кристи. Спустя год пробил звездный час Crypt TV — вышел короткометражный фильм «Береза». В четырехминутном видео до смерти перепуганный школьник призывает древнее лесное чудовище, чтобы самым жестоким образом отомстить своему обидчику.
В настоящее время основатель Crypt TV активно работает еще над одним монстром: Quibi, сервис видео по подписке. Для новой платформы уже удалось привлечь $1 млрд инвестиций. Оригинальный контент для сервиса будут создавать такие именитые мастера хоррора, как Гильермо дель Торо («Форма воды», «Лабиринт Фавна»), Сэм Рэйми («Зловещие мертвецы») и Джейсон Блум (продюсер фильмов «Астрал», «Убрать из друзей» и многих других). Quibi начнет работу только в следующем апреле, но Crypt TV в типичной для мира ужасов манере уже очень бодро начали.