Премьер-министр Дмитрий Медведев одобрил проект «Меридиан» как федеральный маршрут Европа — Западный Китай, который включен в комплексный план развития и модернизации инфраструктуры. Об этом говорится в протоколе совещания у премьера от 24 июня. С копией документа ознакомились «Ведомости», ее подлинность подтвердил пресс-секретарь Медведева.
Также Медведев, по информации «Ведомостей», поручил чиновникам Минтранса и Минэкономразвития консультировать инициатора проекта «Русскую холдинговую компанию», бенефициар которой — бывший зампред «Газпрома» Александр Рязанов. Консультации коснутся вопросов привлечения инвесторов, в том числе из Китая. Всю необходимую поддержку проекту должны оказывать министры транспорта, строительства, финансов и экономического развития.
Бывший зампред «Газпрома» скупил 11 500 га под первый частный автобан
Автомагистраль оценивается в 594 млрд рублей, а ее протяженность составит почти 2000 км — от границы Белоруссии до границы Казахстана. Дорога должна создать кратчайший маршрут для перемещения грузов между Китаем и Европой. Проект должен быть реализован без государственных денег. Однако у частных строителей есть условие: государство должно обеспечить им минимальный гарантированный доход в размере 35 млрд рублей в год, рассказали «Ведомостям» федеральный чиновник и участник правительственных совещаний.
Средства потребуются в том случае, если возникнет ситуация, на которую инвестор не может повлиять, — например, будут перекрыты государственные границы, объяснил газете Рязанов. Коммерческих рисков такая государственная гарантия покрывать не будет. Подобных политических гарантий Россия никогда не выдавала, но правительство внимательно рассматривает аргументы инициаторов, уточнил Рязанов «Ведомостям».
Компания «Меридиан» была создана Рязановым и его партнером Романом Нестеренко в апреле 2013 года. К началу 2019 года она выкупила 100% необходимой для проекта автомагистрали земли в Самарской и Тамбовской областях, 96% в Смоленской и 90% в Оренбургской. Всего из 2023 км будущей трассы к марту была куплена земля в коридоре длиной 1371 км — около 11 500 га. По подсчетам Forbes на основе ценовой информации, предоставленной аналитическим центром «Совэкон», выкуп обошелся компании примерно в 300 млн рублей.
По оценкам «Меридиана», через казахстанско-российскую границу будет проезжать в сутки около 600 транзитных фур (от пограничного пункта Сагарчин в Оренбургской области до пункта Красный Камень на белорусской границе). Приграничный трафик (из Казахстана в Россию и обратно) может составлять примерно 700 грузовиков, а внутрироссийский — 3500. Для грузовых автомобилей проезд будет стоить 15 рублей/км, для легковых (2500 машин в сутки) — 2 рубля/км. При таком трафике проект окупится за 12 лет после завершения строительства автомагистрали.