«Никто не понимал до конца, что происходит»: почему в «Магните» неожиданно сменился гендиректор
Генеральный директор розничной сети «Магнит» Ольга Наумова покидает должность и уходит из компании. Об этом говорится в официальном сообщении «Магнита». Функции гендиректора вместо Наумовой будет исполнять президент «Магнита» Ян Дюннинг. Наумова решила покинуть компанию «из-за разного с советом директоров видения стратегии развития бизнеса», уточняется в сообщении.
«Результаты ее [Наумовой] профессионального вклада в «Магнит» послужат прочной основой для дальнейшего развития бизнеса. От имени совета директоров я выражаю Ольге искреннюю признательность за самоотверженный труд на благо компании в период беспрецедентных изменений и желаю ей всего самого лучшего в будущих начинаниях», — прокомментировал кадровые перемены председатель совета директоров «Магнита» Чарльз Е. Райан.
Наумова пришла в «Магнит» весной 2018 года. До того она на протяжении почти пяти лет руководила конкурентом компании — сетью «Пятерочка», которая входит в состав X5 Retail Group. За это время X5, до того отстававшая от «Магнита» по ключевым финансовым показателям, вернула себе лидерство по выручке — 1,295 трлн рублей против 1,143 трлн рублей по итогам 2017 года.
В «Магните» Наумова оказалась в турбулентный период, связанный не только с замедлением темпов роста бизнеса, но и с уходом из ретейлера его основателя, основного акционера и многолетнего гендиректора Сергея Галицкого. В феврале прошлого года миллиардер продал 29,1% акций сети группе ВТБ, а в мае того же года 11,8% из этого пакета у госбанка приобрел инвестиционный холдинг Александра Винокурова «Марафон Групп».
Стратегия Наумовой
Бывший операционный директор «Магнита» Артем Смоленский, который пришел в «Магнит» практически одновременно с Наумовой, вспоминает, что перед новым гендиректором стояла задача реорганизовать внутренние процессы в компании, увеличить капитализацию и вывести «Магнит» в лидеры рынка — «сделать мощный бизнес-рывок».
Для этого была разработана стратегия, которая предполагала трансформацию ключевых направлений бизнеса — кадровой политики, логистики и так далее. «В частности, стояла задача уменьшить количество управленцев и увеличить число «работающих» кадров. Часто эту стратегию называют «стратегией Наумовой», но на самом деле над ней работала большая команда — в частности, Boston Consulting Group (BCG), которую привлекла еще предыдущая команда [под управлением бывшего гендиректора Хачатура Помбухчана — прим. Forbes]», — делится Смоленский.
В первые же месяцы работы Наумовой «Магнит» начал более активно обновлять внешний вид магазинов (всего у компании более 19 000 точек продаж разных форматов) и расширять ассортимент специальных предложений для покупателей, писали «Ведомости». Однако быстро эти меры не сработали: несмотря на рост выручки в 8,2% по итогам 2018-го, до 1,2 трлн рублей, ретейлер еще сильнее отстал от X5, увеличившей выручку на 18,5%, до 1,53 трлн рублей.
Смоленский признает, что не все меры из стратегии были популярными: «Но это нормальная ситуация: как гласит китайская мудрость, не дай бог никому из нас жить в эпоху перемен. В компании на момент прихода новой команды работало порядка 300 000 человек, и, если стараться договориться с каждым из них, до реорганизации дело никогда не дошло бы. Были недовольные, но никаких бунтов не наблюдалось».
Эпоха двоевластия
В январе 2019-го к команде топ-менеджеров «Магнита» присоединился новый влиятельный управленец — бывший гендиректор сети «Лента» Ян Дюннинг. В компании он занял новую должность президента. Как писал РБК со ссылкой на источник, близкий к «Магниту», Дюннинг наравне с Наумовой рассматривался как потенциальный преемник Галицкого еще самим основателем компании — стороны вели переговоры в 2017 году, но не пришли к взаимопониманию. В новой менеджерской конфигурации Наумова должна была продолжить курировать операционную деятельность «Магнита» и руководить правлением, а Дюннинг — сосредоточиться на продвижении стратегии и взаимодействии с акционерами. «Фактически Дюннинг будет подчиняться Наумовой и наоборот», — комментировал изменения источник РБК.
Источник Forbes, близкий к «Магниту», называет главной причиной ее ухода с поста гендиректора разные управленческие стратегии Наумовой и Дюннинга: «Совету директоров оказался ближе подход президента компании». Бывший операционный директор сети Артем Смоленский не упоминает имени Дюннинга, но также считает основной причиной кадровых перемен несогласованность в действиях управляющей команды, которая мешала гендиректору выполнять поставленные задачи. «Насколько я знаю Ольгу, она привыкла работать с высокой скоростью, а в сложившихся условиях приходилось согласовывать каждый шаг. Это замедляло процессы и снижало их эффективность», — считает бывший топ-менеджер «Магнита».
Создание новой должности президента и приход Дюннинга были инициированы советом директоров, рассказывает Артем Смоленский. «Не буду оценивать действия совета директоров, но лично мне этот ход до сих пор остается непонятным, — делится бывший операционный директор сети. — Никаких глобальных перемен с приходом Дюннинга в компанию я не заметил. Стратегия была утверждена на высшем уровне и менять ее не мог ни гендиректор, ни президент. В ежедневной работе я с ним никак не пересекался и влияния его не ощущал».
Но некоторые перемены все же происходили: по словам Смоленского, атмосфера внутри компании с приходом нового управленца стала более напряженной: «Никто не понимал до конца, что происходит». «Не могу сказать, чтобы Дюннинг забрал часть компетенций Наумовой — я вообще не очень понимал, чем он занимался, если честно. Сама Ольга с Яном в работе контактировала, но никакой дележки обязанностей я не заметил», — отмечает экс-менеджер «Магнита».
Он признается, что не знает подробностей ухода Наумовой — Смоленский покинул «Магнит» в мае по соглашению сторон. «Не думаю, что у акционеров стоял выбор — убрать Дюннинга или Наумову. Полагаю, решение было обоюдным и со стороны Ольги, и со стороны совета директоров», — добавляет экс-COO.
О том, как будут развиваться события после ухода Наумовой, он рассуждает осторожно. «Предугадать что-либо сложно, но очевидно, стратегия компании останется прежней, глобальных подвижек не будет. Будут какие-то точечные кадровые перестановки, но массовой миграции вслед за Ольгой ждать не стоит». Смоленский прогнозирует, что «скорость развития компании затормозится — отчасти из-за того, что Яну предстоит встраивать людей в новую логику управления, отчасти потому, что с той скоростью, с которой действовала Ольга, нынешние управленцы вряд ли будут в состоянии работать».
Наумова — один из самых опытных менеджеров в российском крупном бизнесе. До прихода в ретейл она более десяти лет строила карьеру в металлургии и занимала управленческие позиции в компаниях-гигантах — «Мечеле», НЛМК и ЧТПЗ. В «Пятерочке» под ее руководством был проведен масштабный рестайлинг сети, с 2016 года позволивший X5 начать опережать «Магнит» по темпам роста выручки.