К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Никто не понимал до конца, что происходит»: почему в «Магните» неожиданно сменился гендиректор

Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
Фото Максима Стулова / Ведомости / ТАСС
Ольга Наумова покидает должность гендиректора «Магнита». Основной причиной ее неожиданного ухода источники Forbes называют несогласованность в менеджменте, где с начала года появился новый влиятельный управленец — экс-глава «Ленты» Ян Дюннинг

Генеральный директор розничной сети «Магнит» Ольга Наумова покидает должность и уходит из компании. Об этом говорится в официальном сообщении «Магнита». Функции гендиректора вместо Наумовой будет исполнять президент «Магнита» Ян Дюннинг. Наумова решила покинуть компанию «из-за разного с советом директоров видения стратегии развития бизнеса», уточняется в сообщении.

«Результаты ее [Наумовой] профессионального вклада в «Магнит» послужат прочной основой для дальнейшего развития бизнеса. От имени совета директоров я выражаю Ольге искреннюю признательность за самоотверженный труд на благо компании в период беспрецедентных изменений и желаю ей всего самого лучшего в будущих начинаниях», — прокомментировал кадровые перемены председатель совета директоров «Магнита» Чарльз Е. Райан.

Наумова пришла в «Магнит» весной 2018 года. До того она на протяжении почти пяти лет руководила конкурентом компании — сетью «Пятерочка», которая входит в состав X5 Retail Group.  За это время X5, до того отстававшая от «Магнита» по ключевым финансовым показателям, вернула себе лидерство по выручке — 1,295 трлн рублей против 1,143 трлн рублей по итогам 2017 года.

 

В «Магните» Наумова оказалась в турбулентный период, связанный не только с замедлением темпов роста бизнеса, но и с уходом из ретейлера его основателя, основного акционера и многолетнего гендиректора Сергея Галицкого. В феврале прошлого года миллиардер продал 29,1% акций сети группе ВТБ, а в мае того же года 11,8% из этого пакета у госбанка приобрел инвестиционный холдинг Александра Винокурова «Марафон Групп».

Стратегия Наумовой

Бывший операционный директор «Магнита» Артем Смоленский, который пришел в «Магнит» практически одновременно с Наумовой, вспоминает, что перед новым гендиректором стояла задача реорганизовать внутренние процессы в компании, увеличить капитализацию и вывести «Магнит» в лидеры рынка — «сделать мощный бизнес-рывок».

 

Для этого была разработана стратегия, которая предполагала трансформацию ключевых направлений бизнеса — кадровой политики, логистики и так далее. «В частности, стояла задача уменьшить количество управленцев и увеличить число «работающих» кадров. Часто эту стратегию называют «стратегией Наумовой», но на самом деле над ней работала большая команда — в частности, Boston Consulting Group (BCG), которую привлекла еще предыдущая команда [под управлением бывшего гендиректора Хачатура Помбухчана — прим. Forbes]», — делится Смоленский.

В первые же месяцы работы Наумовой «Магнит» начал более активно обновлять внешний вид магазинов (всего у компании более 19 000 точек продаж разных форматов) и расширять ассортимент специальных предложений для покупателей, писали «Ведомости». Однако быстро эти меры не сработали: несмотря на рост выручки в 8,2% по итогам 2018-го, до 1,2 трлн рублей, ретейлер еще сильнее отстал от X5, увеличившей выручку на 18,5%, до 1,53 трлн рублей.

Смоленский признает, что не все меры из стратегии были популярными: «Но это нормальная ситуация: как гласит китайская мудрость, не дай бог никому из нас жить в эпоху перемен. В компании на момент прихода новой команды работало порядка 300 000 человек, и, если стараться договориться с каждым из них, до реорганизации дело никогда не дошло бы. Были недовольные, но никаких бунтов не наблюдалось».

 

Эпоха двоевластия

В январе 2019-го к команде топ-менеджеров «Магнита» присоединился новый влиятельный управленец бывший гендиректор сети «Лента» Ян Дюннинг. В компании он занял новую должность президента. Как писал РБК со ссылкой на источник, близкий к «Магниту», Дюннинг наравне с Наумовой рассматривался как потенциальный преемник Галицкого еще самим основателем компании стороны вели переговоры в 2017 году, но не пришли к взаимопониманию. В новой менеджерской конфигурации Наумова должна была продолжить курировать операционную деятельность «Магнита» и руководить правлением, а Дюннинг — сосредоточиться на продвижении стратегии и взаимодействии с акционерами. «Фактически Дюннинг будет подчиняться Наумовой и наоборот», — комментировал изменения источник РБК.

Источник Forbes, близкий к «Магниту», называет главной причиной ее ухода с поста гендиректора разные управленческие стратегии Наумовой и Дюннинга: «Совету директоров оказался ближе подход президента компании». Бывший операционный директор сети Артем Смоленский не упоминает имени Дюннинга, но также считает основной причиной кадровых перемен несогласованность в действиях управляющей команды, которая мешала гендиректору выполнять поставленные задачи. «Насколько я знаю Ольгу, она привыкла работать с высокой скоростью, а в сложившихся условиях приходилось согласовывать каждый шаг. Это замедляло процессы и снижало их эффективность», — считает бывший топ-менеджер «Магнита».

Создание новой должности президента и приход Дюннинга были инициированы советом директоров, рассказывает Артем Смоленский. «Не буду оценивать действия совета директоров, но лично мне этот ход до сих пор остается непонятным, — делится бывший операционный директор сети. — Никаких глобальных перемен с приходом Дюннинга в компанию я не заметил. Стратегия была утверждена на высшем уровне и менять ее не мог ни гендиректор, ни президент. В ежедневной работе я с ним никак не пересекался и влияния его не ощущал».

Но некоторые перемены все же происходили: по словам Смоленского, атмосфера внутри компании с приходом нового управленца стала более напряженной: «Никто не понимал до конца, что происходит». «Не могу сказать, чтобы Дюннинг забрал часть компетенций Наумовой — я вообще не очень понимал, чем он занимался, если честно. Сама Ольга с Яном в работе контактировала, но никакой дележки обязанностей я не заметил», — отмечает экс-менеджер «Магнита».

Он признается, что не знает подробностей ухода Наумовой — Смоленский покинул «Магнит» в мае по соглашению сторон. «Не думаю, что у акционеров стоял выбор — убрать Дюннинга или Наумову. Полагаю, решение было обоюдным и со стороны Ольги, и со стороны совета директоров», — добавляет экс-COO.

 

О том, как будут развиваться события после ухода Наумовой, он рассуждает осторожно. «Предугадать что-либо сложно, но очевидно, стратегия компании останется прежней, глобальных подвижек не будет. Будут какие-то точечные кадровые перестановки, но массовой миграции вслед за Ольгой ждать не стоит». Смоленский прогнозирует, что «скорость развития компании затормозится — отчасти из-за того, что Яну предстоит встраивать людей в новую логику управления, отчасти потому, что с той скоростью, с которой действовала Ольга, нынешние управленцы вряд ли будут в состоянии работать».

Наумова — один из самых опытных менеджеров в российском крупном бизнесе. До прихода в ретейл она более десяти лет строила карьеру в металлургии и занимала управленческие позиции в компаниях-гигантах — «Мечеле», НЛМК и ЧТПЗ. В «Пятерочке» под ее руководством был проведен масштабный рестайлинг сети, с 2016 года позволивший X5 начать опережать «Магнит» по темпам роста выручки.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+