Заказуха, рейдерство, наркотики: чем прославилось московское УВД из «дела Голунова»
Уголовное дело против журналиста Ивана Голунова стало самым громким российским событием последних недель. Оно затмило Петербургский экономический форум, вызвало многотысячные протесты и привело к отставкам высокопоставленных полицейских.
Одним из первых должностью поплатился начальник УВД по ЗАО Андрей Пучков. Именно его подчиненные завели дело на журналиста. Их самих отстранили от работы на время проверки Следственного комитета. За УВД по ЗАО давно закрепилась неоднозначная репутация, следует из открытых источников, которые изучил Forbes.
Наркотики заказывали?
29 января 2013 года около 19:00 член территориальной избирательной комиссии «Проспекта Вернадского» от КПРФ Сергей Резников вышел из супермаркета «Перекресток». Купив продукты и лекарства сыну, он направился домой. На выходе из магазина его схватили сотрудники УВД по ЗАО в штатском, положили на капот автомобиля и достали из его карманов кокаин.
Резников поплатился за свою оппозиционную активность, а наркотики подбросили, утверждали в КПРФ. Голунов, у которого тоже нашли несколько пакетиков кокаина и мефедрона, также подозревал, что задержание заказали фигуранты его расследования про столичные кладбища.
«Заказухи очень много», — откровенничает некий мужчина, запись разговора с которым появилась на YouТube в начале 2015 года. В видеоролике указано, что голос принадлежит следователю УВД по ЗАО Степану Корбуту. Из записи следует, что наркотики, например, подбрасывают неугодным бизнесменам, «заказанным» конкурентами: «Обычное дело и все пройдет в суде просто на ура!»
В свое время ролик наделал шума, вспоминает бывший столичный полицейский. Через неделю после публикации записи «по состоянию здоровья» уволился начальник следственной части УВД по ЗАО Николай Белоножко. Сейчас он возглавляет следственный отдел в Истре. После служебной проверки глава столичной полиции Анатолий Якунин уволил и Корбута «в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел», следует из документов Мосгорсуда.
Подкидывать наркотики слишком рискованно, отмечает бывший столичный полицейский. По его словам, чтобы «прессануть» предпринимателя безопаснее завести уголовное дело за налоговые махинации, которые практикует практически любой бизнес.
Именно за неуплату налогов на 300 млн рублей в 2013 году на основателя компании «Королевская вода» Иосифа Бадалова было заведено уголовное дело. Тот обратился за помощью к адвокату и знаменитому «решальщику» Дионисию Золотову, известному своими связями в УВД по ЗАО. Но это только усугубило положение бизнесмена.
Звездный дрессировщик
«Решальщик-юрист» Дионисий Золотов — настоящая звезда криминальной хроники. Ему приписывают обширные связи в столичной полиции. Считается, что он организовал систему ВИП-камер в изоляторе «Матросская тишина», а для большей убедительности выдавал себя за родственника главы Росгвардии Виктора Золотова. Он дважды менял имя и упоминался в связи с делом бывшего губернатора Никиты Белых.
Через Золотова Юрий Судгаймер (также фигурирует в СМИ как Зудхаймер), немецкий бизнесмен и заявитель по делу Белых, пытался организовать уголовное преследование своего бизнес-партнера Альберта Ларицкого, писала «Новая газета». Золотов быстро вник в суть дела и повез Судгаймера в УВД по ЗАО. «Полицейские вели себя перед Тумаркиным (до замены паспорта Дионисий Золотов был Денисом Тумаркиным. — Forbes), как тигры перед своим дрессировщиком, — кланялись, советовались, спрашивали разрешения», — рассказывал Судгаймер. Уголовное дело якобы завели, но в итоге бизнесмен по наводке Золотова сам оказался в оперативной разработке. Позже Судгаймер назвал информацию «Новой газеты» вымыслом, но журналист издания по собственной инициативе подтвердил данные в суде по делу Белых.
Основатель «Королевской воды» Иосиф Бадалов тоже пострадал от манипуляций Золотова. «Решальщик» приписал ему несуществующий долг и обратился в УВД по ЗАО, где на Бадалова завели уголовное дело. После этого предприниматель оказался в СИЗО, а Золотов, как утверждала защита Бадалова, организовал рейдерскую атаку на «Королевскую воду». Вскоре Золотов и сам оказался, в разработке в том числе за «ложный донос» на Бадалова.
В ходе расследования вскрылись подробности общения «решальщика» с руководством УВД по ЗАО. У Золотова якобы изъяли видеодоказательства участия тогдашнего начальника УВД Владимира Рожкова в рейдерстве «Королевской воды». Этот эпизод лег в основу уголовного дела против Рожкова, подтверждает бывший столичный полицейский. Позже, пойдя на сделку со следствием, Золотов признался, что за покровительство платил Рожкову и его заместителю миллионные взятки и оформлял на них и их родственников престижные иномарки. В итоге Бадалов вышел на свободу, а Золотов и Рожков были осуждены — на шесть и десять лет соответственно. В феврале 2015 года УВД по ЗАО возглавил генерал Андрей Пучков.
Шанс для рейдера
5 марта 2015 года около 15:30 в автотехцентр «Автошанс-21 век», расположенный в промзоне недалеко от парка Победы, ворвались сотрудники ЧОПа и несколько полицейских УВД по ЗАО. Они выгнали из помещений клиентов и работников, часть из них задержали, изъяли оборудование и заблокировали доступ в автотехцентр.
Владелец «Автошанс-21 век» Мири Угурлиев считает, что таким образом был организован рейдерский захват его бизнеса, а полицейские действовали в интересах компании «Рашинконсалтинг». Полицейских действительно вызвали представители «Рашинконсалтинг», подтверждает другой участник тех событий. По его словам, от них поступил сигнал о нелегальных мигрантах, которые якобы работали в автотехцентре Угурлиева. Их-то и задержали в ходе рейда. Бизнес-конфликт между «Рашинконсалтинг» и Угурлиевым собеседник Forbes объясняет разборками внутри азербайджанской диаспоры.
Весной 2015 года «Рашинконсалтингом» владел Назим Исмаилов, которого Угурлиев называет родственником Тельмана Исмаилова, бывшего хозяина знаменитого Черкизовского рынка. Сам Назим утверждал, что он всего лишь однофамилец некогда влиятельного экс-владельца Черкизона.
Как бы то ни было, после рейда 5 марта «Рашинконсалтинг» завладела ангаром Угурлиева и лишила его доступа к автотехцентру, выставив охрану. Угурлиев жаловался в местный отдел УВД по ЗАО, но в возбуждении дел ему отказывали. Отчаявшись, Угурлиев даже написал несколько писем президенту. Одно из писем, возможно, дошло до адресата. По крайней мере через некоторое время Угурлиеву пришел ответ от нового главы УВД по ЗАО Андрея Пучкова. Он признал, что его подчиненные допустили нарушения, и сообщил, что «виновные привлечены к дисциплинарной ответственности».
Пучков строил карьеру в столичной полиции с конца 1980-х. Перед переходом в УВД по ЗАО он возглавлял УВД по Юго-Западному округу (ЮЗАО). Там Пучкову и его подчиненным уже приходилось сталкиваться с обвинениями в рейдерстве. Угурлиеву письмо Пучкова не помогло. Суд не стал рассматривать его иск, посчитав, что Угурлиев не доказал свое право собственности на ангар. Затем московские власти и вовсе снесли постройку как самострой, рассказывает Угурлиев: «Бизнес задушили».
Подчиненные же были довольны Пучковым, следует из многочисленных комментариев на сайте московского профсоюза полиции. Его называют «человеком с большой буквы», «руководителем от бога», который «после Рожкова привел округ в рабочий порядок». Впрочем, при Пучкове деятельность его оперативников распространилась далеко за пределы ЗАО и даже Москвы.
Кофейная война
Утро 20 апреля 2017 года началось для управляющего «Трэвэлерс кофе» Евгения Михиенко с настойчивого стука в дверь. Недавно под окнами его дома в Новосибирске припарковались несколько белых «Тойот», из которых вышли с десяток оперативников УВД по ЗАО и проследовали внутрь. Вскоре столичные гости уже хозяйничали в квартире Михиенко. По его словам, обыск продлился почти сутки.
За несколько дней до московского рейда в Новосибирске следователь УВД по ЗАО Елена Шикунова завела дело о хищении товарного знака «Трэвэлерс кофе». Потерпевшей была признана компания «Трэвэлерс кофе Москва» бизнесмена Анвара Пириева. Он получил часть сети из более ста кофеен в 2015 году после корпоративного конфликта с остальными владельцами «Трэвэлерс кофе» (среди них западные инвесторы Кристофер Тара-Браун, Питер Шмит и Ричард Хейнсворд).
Несмотря на мировое соглашение, в 2016 году Пириев продолжил атаковать бывших партнеров, рассказывает Михиенко, которого иностранцы наняли для управления своей частью сети. Сначала бизнесмены завалили друг друга претензиями, потом судебными исками. В конце концов Пириев обвинил бывших партнеров в краже товарного знака и инициировал против Михиенко и еще нескольких менеджеров уголовные дела в УВД по ЗАО (на его территории находится Роспатент).
Михиенко ответил Пириеву заявлениями как в УВД по ЗАО, так и в новосибирскую полицию. Одно из них было перераспределено в следственное управление по ЮЗАО, куда в августе 2017 года и приехал Михиенко для дачи показаний. В назначенное время следователя на месте не оказалось, зато на выходе менеджера ждали сотрудники УВД по ЗАО и отвезли к Шикуновой. Она арестовала Михиенко, а Никулинский районный суд (там же судили Голунова) подтвердил арест. После чего Михиенко на два с половиной месяца отправился в СИЗО.
С осени 2018 года ситуация вокруг «Трэвэлерс кофе» начала меняться. В аэропорту Шереметьево Пириева по подозрению в вымогательстве арестовали уже новосибирские полицейские. Бизнесмен заявил, что за арестом стоят попытки захватить его бизнес. Затем главное управление СКР по Москве начало проверку сотрудников УВД по ЗАО по подозрению в получении взяток от Пириева, рассказал Forbes Михиенко, которого в мае в рамках расследования опросил следователь Иван Елинский (копия протокола есть у Forbes). Расследование затягивается, жалуется Михиенко. Ведущие его следователи Елинский и Артур Агаджинян ранее работали в следственном управлении по ЮЗАО.
Михиенко пожаловался на затягивание сроков генеральному прокурору Юрию Чайке (копию письма Михиенко предоставил Forbes). В нем он также указывает, что Пириев якобы организовал уголовное преследование за взятки. В разговоре с Forbes Михиенко оценивает их размер в более $1 млн. Кроме того, Пириев якобы поделился с сотрудником УВД по ЗАО частью бизнеса. С марта 2018 года 50% «Трэвэлерс кофе Кострома» владеет Кемал Каппушев. Раньше компания полностью принадлежала Пириеву. Каппушев — племянник начальника оперативно-розыскной части УВД по ЗАО Камала Хачирова, написал в письме Чайке Михиенко.
«Через полгода напишут, что Пириев в сговоре с инопланетянами», — иронизирует его топ-менеджер, пожелавший остаться неназванным. Обвинения Михиенко во взятках беспочвенны, уверен адвокат Александр Плиев, представляющий интересы «Трэвэлерс кофе Москва» Пириева. Михиенко с соратниками сами заручились покровительством силовиков, утверждает адвокат Пириева Николай Муштин. По его словам, соратник Михиенко Сергей Михеев якобы говорил Пириеву о протекции со стороны начальника новосибирской полиции Николая Турбовца. В начале июня президент уволил его с занимаемой должности.
Самое дорогое место Москвы
По данным аппарата бизнес-омбудсмена Москвы Татьяны Минеевой, чаще всего предприниматели жалуются на незаконное уголовное преследование, это примерно треть всех обращений. За весь 2018 год их было 65, а в 2019 году — уже 80. Следом идут нарушения при выемке документации и изъятии улик, затем отказы в возбуждении уголовных дел. За последние три года на УВД по ЗАО пожаловались всего шесть раз, рассказывает представитель Минеевой.
«Запад — это самое дорогое место [Москвы. — Forbes] и самые богатые люди в МВД», — считает координатор «Руси сидящей» и бывший следователь Алексей Федяров. Небольшое количество жалоб он объясняет тем, что предприниматели, попавшие в разработку, до последнего пытаются сохранить бизнес, а огласка снизит договороспособность силовиков. При этом методы, которые практикуют в УВД по ЗАО, давно не редкость и применяются повсеместно, отмечает Федяров: «Везде так делается».
Андрей Пучков наряду с бывшим главой столичного МВД Анатолием Якуниным и еще целым рядом высокопоставленных силовиков владеет особняком в элитном подмосковном поселке Вешки, писали в 2016 году The New Times. Валентине Пучковой принадлежит 76-метровая квартира, стоимостью около 30 млн рублей, в так называемом «доме нефтяников» на набережной Тараса Шевченко (по данным Forbes, ее Пучков указывал в качестве места регистрации), следует из данных Росреестра. По данным «Собеседника», Валентина Пучкова – жена бывшего главы УВД по ЗАО. В 2018 году супруги помимо квартиры на 76 кв м задекларировали еще одну квартиру (60 кв.м), дом на 558 кв. м («Собеседник» указывает, что это и есть особняк в Вешках), дачу и четыре земельных участка. В прошлом году супруги заработали 4 млн рублей. У начальника отдела УВД по ЗАО Александра Щирова, организовавшего задержание Голунова, и его родственников журналисты нашли подмосковную землю на 70 млн рублей.
В МВД и СКР не ответили на запрос Forbes, в главном управлении МВД по Москве отказались отвечать на вопросы Forbes, телефон пресс-службы УВД по ЗАО, указанный на официальном сайте, не отвечал на звонки.