К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Незаметный рынок» на $50 млрд. За что придется заплатить после покупки произведения искусства

Фото PA / ТАСС
Фото PA / ТАСС
Купить произведение искусства — это только полдела. Сопутствующие услуги по правовому сопровождению, доставке и т. д. — это затраты, подчас сопоставимые с самой покупкой

Вопреки расхожему мнению, сам факт покупки произведения искусства или коллекционного предмета отнюдь не финал истории, а скорее, ее середина. И здесь не годится даже избитое сравнение с верхушкой айсберга: сделка — самое заметное, но далеко не последнее (и уж точно не первое) звено в громоздкой цепи процессов. Вокруг рынка предметов искусства и коллекционирования сформировалась дочерняя экосистема: комплекс самых разных вспомогательных индустрий. Это гигантский рынок, размером сравнимый с «родительским»: по ряду оценок, его годовой оборот может достигать $50 млрд. Его структуру определяют очень разные игроки: институции и сервисы, призванные зафиксировать смену владельца предмета, беспрепятственно доставить его в новое место, инсталлировать или подготовить к хранению, а затем обеспечить регулярное обслуживание. Все это занимает время, стоит денег и в конечном счете может существенно повлиять на стоимость предмета.

Все начинается с принятия решения о покупке. Уже в этот момент необходимо проверить юридический статус предмета: не относится ли он к запрещенным к вывозу с территории страны покупки (причины разные, например экологические) или, скажем, не находится ли в зоне риска реституционных исков. Далее, если речь о вине или об автомобиле, нужно учесть возможные налоговые обременения или особые расходы на таможенное оформление (часто, но не всегда эта информация зашифрована в аукционных каталогах в виде пиктограмм). Затем надо подумать об оформлении лицензий, разрешений, экспертиз. Если пустить все на самотек, шансы получить неприятности на границе возрастают. Но стандартизированного списка шагов нет, всегда будут нюансы, есть целый массив факторов, которые могут играть роль в каждом конкретном случае. Особенно если речь идет о крупной покупке. Появляется потребность в координации этих процессов — соответственно, возникает необходимость в юридическом сопровождении сделки. Вот вам первый сателлитный, скажем так, сервис.

Юридическое сопровождение включает контроль таких моментов, как право владения (в том числе и не самые очевидные нюансы — например, придется ли владельцу выплачивать творцу или его наследникам авторские отчисления в случае публикации работы в каталоге, показа на выставке или при перепродаже), оформление ввоза и вывоза предмета через границу, возврат НДС и его аналогов, получение нормативных документов вроде разрешения CITES (Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения). Порядок таможенного оформления (как и ограничения) для разных категорий предметов и разных стран может кардинально отличаться. Например, вина без уплаты пошлины в Россию можно ввезти три литра (свыше — пошлина), а общий объем, допустимый к ввозу физлицом, ограничен пятью литрами. И, в общем, это все, на что может рассчитывать покупатель: пытаться завезти больший объем с помощью посредника, например, не удастся, поскольку алкоголь (и другие подакцизные товары) в Россию могут ввозить только фирмы, имеющие соответствующее разрешение, — крупные импортеры и дистрибьюторы. Помогать частному лицу с ввозом ящика-другого вина, купленного на аукционе, они, разумеется, не будут, не их профиль. Аналогично с драгметаллами и камнями, их могут ввозить только компании, состоящие на учете в Пробирной палате. Ввезти в страну украшение, купленное для себя, проще: зачастую достаточно задекларировать его на границе и оплатить пошлину. С вывозом драгоценностей все индивидуально и зависит как от оценки предметов, так и от ситуации вообще.

 

На порядок пересечения границы — а вслед за этим и на расходы владельца — влияет и таможенный статус, который будет присвоен предмету в стране. Если его пребывание на территории государства (или государств) планируется ограничить неким периодом, то обычно мы говорим о временном ввозе. Ввозную пошлину в этом случае платить не нужно. Это актуально, например, если по пути до места назначения предмет нужно провезти через несколько стран или если он ввозится на время, пока в стране будет находиться его владелец, на период мероприятия (выставки) либо для реставрации или экспертизы. При этом временный ввоз предмета в Россию может оформить только иностранец; граждане РФ такого права не имеют. Единственное исключение — участие в выставке или ярмарке, для чего придется получить специальный документ: так называемый карнет АТА на основании договора с организатором выставки. Есть в этом что-то курьезное: гражданин РФ, собственник предмета — допустим, картины, которая висит у него на заграничной вилле, — в большинстве случаев не может оформить временный ввоз своей собственности на территорию РФ без уплаты пошлины.

За постоянный ввоз в Россию пошлину платить придется. Исключение — предметы, признанные культурной ценностью, но это должно быть подтверждено документально. Но если вы захотите такой предмет продать менее чем через три года после покупки, то придется выплатить государству НДФЛ: 13% от цены продажи. За вывоз культурной ценности из России (если получено соответствующее разрешение) тоже придется отдать государству некую сумму: для физических лиц — 5% от оценочной стоимости предмета, указанной экспертами Минкульта (но не более 1 млн рублей), а для юридических лиц — не более 10%. Сколько платить за ввоз коллекционной вещи, культурной ценностью не признанной? Это зависит от количества предметов (больше 10 одинаковых могут вызвать вопросы) и вида транспорта, которым они будут пересекать границу. Ориентир для авиа — €10 000: если предмет дороже, то пошлина составит 30% от его оценочной стоимости (либо €4 за каждый килограмм веса свыше 50 кг). Для предметов, ввозимых автомобилем или поездом, принцип тот же, но «потолок» уже не €10 000, а €1500.

 

От частностей вернемся к общей теме: структурам, ассистирующим рынку. Среди важнейших назову упаковочную индустрию и логистику. От них зависит многое: небрежная упаковка или неправильное положение предмета при транспортировке может попросту погубить его (так, например, бутылки с вином перевозятся строго вертикально, а вот храниться должны в горизонтальном положении). Специалисты по упаковке произведений искусства — так называемые артхендлеры — иногда работают в специализированных компаниях, но могут быть и сотрудниками логистических фирм и департаментов. Существует даже профессиональная организация артхендлеров PACCIN (Preparation, Art Handling, Collections Care Information Network) — своего рода профсоюз, мотивирующий своих членов на профессиональный рост и обмен опытом.

Общий оборот рынка логистики сегодня приближается к $2 млрд и, по оценкам некоторых экспертов, к 2021 году может достигнуть $2,5 млрд. Задача логистов — получив необходимые документы, доставить предмет по назначению. Логистика — индустрия старая. Помимо международных курьерских брендов-гигантов вроде DHL или Pony Express, имеющих свои арт-департаменты едва ли не в любой стране, есть множество профильных фирм, которые специализируются на разных категориях объектов. В Россию, например, предметы, признанные культурными ценностями, почтой отправлять запрещено. И здесь на первый план выходят «арт-шипперы» — транспортные компании, которые занимаются профессиональной перевозкой предметов искусства, коллекционирования и антиквариата. Лидеры рынка — это в основном компании с историей и репутацией и члены ассоциации ICEFAT, объединяющей ведущие транспортные фирмы из более 30 стран мира.

Стоимость доставки не зависит от стоимости предмета, но пропорциональна его объему и весу, а итоговая сумма напрямую связана с количеством операций, произведенных с предметом за время доставки. Иногда это удивляет: доставить шкаф за $1000 обойдется дороже, чем вазы за $100 000. При этом дорогие предметы на всех стадиях перевозки лучше страховать. Да, логистические компании обычно страхуют свой транспорт, но сумма покрытия зачастую невелика и несопоставима со стоимостью перевозимых объектов. Поэтому ценные предметы лучше страховать отдельно. В среднем рыночная стоимость страховки составляет от 1% до 3% заявленной стоимости.

 

Хранение — история отдельная, здесь речь может идти о самых разных сервисах, от проектирования до строительства и предоставления оборудованных складских помещений. В некоторых случаях места для хранения специально организуются или даже строятся, в других — арендуются. Иногда нужны особые условия: для вина, живописи, графики и скульптуры они закономерно разные. Опять-таки на данном этапе часто требуется привлечение профильных специалистов. Так, живопись хранят строго вертикально при температуре воздуха в идеале 17–19 °С и влажности 50–70% (и не должно быть сильных перепадов ни того, ни другого) и подальше от батарей. Графику можно хранить как вертикально под стеклом и в паспарту (но важно избегать прямого солнечного света), так и горизонтально, например в альбоме. Но среда нужна более сухая, причем это относится как к оригинальной, так и к тиражной графике (микроклимат влияет на саму структуру бумаги). Вину нужны темнота, прохлада, полный покой (чтобы уберечь содержимое бутылок от окисления и не вызвать активизации химических реакций) и влажность 65–80%. История одного из наших клиентов: когда-то он, еще начинающий коллекционер, получил несколько ящиков прекрасного бордо и по неопытности поставил их храниться в подвале рядом с соленьями. Прошло время. В праздничный день, когда были откупорены первые бутылки, по комнате разлился не аромат хорошего вина, как ожидалось, а резкий запах соленых огурцов и квашеной капусты. Благородный напиток не вынес опасного соседства. Весь запас пришлось утилизировать.

Если цена произведения искусства высока, то, скорее всего, для ее дальнейшей продажи или экспонирования потребуется свежее экспертное заключение. В России такой документ можно получить в Центре художественной экспертизы им. И. Е. Репина, Центре Грабаря (ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря), НИНЭ им. П. М. Третьякова или частным образом — у аккредитованных Минкультом экспертов по культурным ценностям. В некоторых случаях, если наследием художника занимается фонд, экспертное заключение может заменить (или дополнить) сертификат такого фонда. Экспертизой камней и автомобилей занимаются отдельные организации: так, паспорт (аналог заключения GIA или европейского EGL) для драгоценного камня можно получить в Геммологическом центре МГУ. Техпаспорт на автомобиль, если он на ходу, выдают в органах ГИБДД, если же нужна экспертиза, достаточно заключения независимого эксперта либо заключения Института независимой автотехнической экспертизы ИНАЭ-МАДИ.

Реставрационная деятельность — еще одна сателлитная индустрия. Реставрация бывает коммерческой и консервативной. В первом случае мастера максимально восстанавливают первоначальный вид предмета (обычно это делается перед продажей). Консервативная (она же музейная) реставрация стремится сохранить текущее состояние предмета со всеми следами бытования — так, чтобы была видна работа как автора, так и времени (например, естественная патина). Реставрацией могут заниматься профильные организации (тот же Центр Грабаря), но чаще — независимые мастера.

Финал — это обычно инсталляция, установка на новом месте. И если с картиной или другим «настенным» объектом проблем, как правило, не возникает, то с предметами интерьера и декоративно-прикладным искусством все может быть сложнее. Для работ по инсталляции (а зачастую и дальнейшему обслуживанию) объекта тоже привлекаются сервисные структуры: осветители, часовщики, настройщики. Старинные люстры требуют электрификации, стеновые панели буазери и мебель — особых условий установки, а огонь в камине, сколько бы лет камину ни было, должен гореть.

Сколько стоит доставить в Москву картину, золотую табакерку и кольцо с бриллиантом

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+