«Желание получить все здесь и сейчас»: Набиуллина, Силуанов, Кудрин и Орешкин о том, что нужно российской экономике
«Какой смысл в стабильности, когда нам нужно создавать рабочие места, рост экономики и доходов населения», — ответил первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на вопрос модератора о том, отдают ли российские власти приоритет стабильности перед ростом. Силуанов выступил на одном из ключевых событий первого дня Петербургского экономического форума — дискуссии «Российская экономика в поисках стимулов роста». И Силуанов, и другие ключевые фигуры финансово-экономического блока — глава Минэкономразвития Максим Орешкин, глава Счетной палаты Алексей Кудрин и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина были единодушны в том, что российская экономика нуждается в структурных реформах
Лечение и диагноз
По словам Силуанова, для того, чтобы подстегнуть структурные изменения, правительство «раскручивает» нацпроекты, которые «бьют по тем проблемам, которые раньше не решались», — с производительностью труда, инфраструктурой, стимулированием экспорта. Тем не менее, по итогам первого квартала рост ВВП остается невысоким — 0,5% (все потому, что «маховик» нацпроектов правительство пока только начинает раскручивать, объяснил Силуанов). Среди проблем Силуанов также выделил то, что бизнес, несмотря на неплохую прибыль в прошлом году, не спешит инвестировать в экономику. По словам первого вице-премьера, в разговорах с бизнесом он слышит: «Дайте нам стабильные условия, мы хотим понимать, что наши инвестиции получат отдачу и мы будем иметь сохранность наших инвестиций». Силуанов указывает, что такие стабильные условия должен дать закон о защите и поощрении капиталовложений, проект которого уже готов. «Надо двигаться в направлении защиты прав предпринимателей, что вызовет доверие к власти», — признал министр.
Алексей Кудрин, в начале своего выступления вспомнивший про дело Майкла Калви и назвавший его шоком для экономики, признал, что ключевая проблема экономического роста в России — это слабые институты, в частности, нет доверия к суду и правоохранительным органам. «Мы понимаем, что у нас нет стабильных правил, нет справедливости в арбитраже. Я мог бы назвать другие причины, которые можно отнести к институциональным. Они не решаются, поэтому потенциал роста не растет», — заявил глава аудиторского ведомства. Планки роста ВВП в 3% Россия в ближайшие годы не достигнет — не проводятся структурные реформы по укреплению институтов, нет доверия бизнеса к этим институтам. «Меры (чтобы исправить ситуацию) среди специалистов достаточно широко известны, но они не принимаются», — посетовал Кудрин. По его мнению, при нынешней структуре экономики, при нынешнем качестве институтов, в том числе качестве госуправления, у российской экономики нет возможности для серьезного прорыва. «Тем не менее, президент такую задачу поставил», — напомнил Кудрин.
«Такие инциденты есть и на Западе». Кудрин и Силуанов обсудили на ПМЭФ дело Калви
«Нам постоянно говорят — давайте поддержим экономический рост за счет более быстрого смягчения кредитной политики», — вступила в дискуссию глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она подчеркнула, что привлечь частные инвестиции за день нельзя, и смягчение денежно-кредитной политики не даст результата, но будет грозить ростом инфляции.
Она напомнила, что когда в России ставят диагноз, то все согласны, что проблемы заключаются в низкой производительности и уровне доверия, и в недостатке денег. При серьезном обсуждении проблем фокус смещается: давайте выделим госинвестиции, повысим расходы из ФНБ и смягчим денежно-кредитную политику. «А нужно заниматься структурными изменениями», — подчеркнула Набиуллина.
Она выразила опасения, что нацпроекты, даже при выстраивании эффективного менеджмента со стороны государства, — это большой вызов государству и привлечение частных инвестиций, и все это потребует большого времени. При этом «есть очень большое желание получить результат здесь и сейчас».
Силуанов поддержал Набиуллину, отметив, что одним из факторов замедления мировой экономики как раз и является проводимое в ряде стран смягчение денежно-кредитной политики. «Всему есть предел. Можно смягчить, конечно, для проведения структурных реформ, но постоянно это делать невозможно. И западные страны сейчас с этим столкнулись: накапливаются долги, замедляется рост», — заявил он.
Кредит на пропитание
В ходе дискуссии глава Минфина Орешкин обратил внимание на проблему, которая может негативно повлиять на экономическую стабильность в России. Речь идет о проблемах в потребительском кредитовании. «Можно говорить о том, что наибольший риск рецессии в России в ближайшие годы мы можем получить из-за пузыря необеспеченных потребительских кредитов», — заявил министр. Он предупредил, что если ничего сейчас не делать, то рецессия в России может наступить уже в 2021 году.
По его оценке, темпы роста потребкредитования в России в 30% в годовом выражении являются «абсолютно неустойчивыми» и не соответствуют росту номинальных доходов населения в 5-6% в год. «Когда в банковской системе происходит перекос в ту или иную сторону, как это мы видели в США в середине 2000-х, а сейчас, я считаю, что у нас точно такой же перекос произошел в сфере потребительского кредитования, то это несет социальные риски и, конечно, несет риски для экономики», — подчеркнул Орешкин.
Набиуллина поспорила с министром. Она признала, что потребительское кредитование растет слишком быстрыми темпами, но банки создали дополнительный буфер капитала. Кроме того, доля долга домохозяйств в ВВП не превышает 14%, что ниже, чем в других странах, и риска с этой стороны нет. Глава ЦБ убеждена, что сегодня в условиях не очень высокого темпа роста доходов люди идут за кредитами для того, чтобы как-то поддержать свой уровень жизни. В этом первопричина роста потребительского кредитования. И правительству необходимо предпринять меры по повышению доходов населения, чтобы потребительские кредиты не превратились в социальную проблему.