От адыгейского сыра до британского эля: как регионы добиваются монополии на продукты
Патент на интеллектуальную собственность предоставляет обладателю монопольное право на производство. Исключительное право на производство товара может принадлежать не только конкретной компании, как в случае с торговой маркой, но и целому региону, если продукт зарегистрирован как НМПТ («Наименование места происхождения товара»). Статус НМПТ означает, что качество продукта напрямую зависит от уникальных характеристик конкретного региона, в первую очередь — природных условий и традиционных технологий.
В России патент НМПТ получают либо продовольственные товары, например тульский пряник, вологодское масло, нарзан или русская водка, либо продукты народных ремесел, такие как ростовская финифть, оренбургский пуховый платок, гжель и хохлома. Кажущаяся простота процесса регистрации приводит к многочисленным попыткам получить монополию на популярные продукты: по данным Роспатента, за последние пять лет российские производители подали 297 таких заявок. Однако удовлетворено из них было меньше половины: чтобы исключить недобросовестную конкуренцию, комиссия проверяет каждое обращение. После получения патента сложности у правообладателя только начинаются: статус НМПТ требует четкого следования технологии, а затраты на производство такого продукта существенно выше. Так, для создания знаменитого вологодского масла отборные сливки нагревают в течение строго определенного периода времени, а срок хранения продукта минимальный. Внушительный ряд требований к технологии его создания строго соблюдается, именно поэтому продукт поддерживает исключительное право на свое название. С серьезными сложностями столкнулась и Республика Адыгея, которая в 2004 году запатентовала технологию изготовления адыгейского сыра (номер регистрации 74), но оказалась неспособна ее придерживаться и вернулась к производству по ГОСТу.
Адыгейская коллизия
За время своего существования адыгейский сыр стал сортом. Сорт сам по себе не может быть зарегистрирован как «защищенное название». В этом отношении уже давно сложилась определенная мировая практика, о которой мы поговорим ниже.
Адыгейский сыр впервые появился в Угличе в 1979 году (ОСТ 49 155-80). Стандарты его производства были закреплены в ГОСТе «Сыры мягкие. Технические условия» и базировались на старинных черкесских рецептах сыра «Матэкъуае». Согласно ГОСТу, адыгейский сыр делают из цельного молока путем добавления в него лимонной или уксусной кислоты. А фирменный узор на поверхности сыра, напоминающий след от плетеной корзинки, — результат формования в специальных пластиковых ковшиках с неровной поверхностью.
В 2004 году Республика Адыгея добилась получения патента НМПТ на адыгейский сыр, запрещающего производство продукта за ее пределами. Так возникла юридическая коллизия — одновременное действие двух противоречащих друг другу документов: ГОСТа, с одной стороны, и НМПТ, с другой. Но большинство торговых сетей сняли с полок адыгейский сыр остальных российских компаний, что, по данным AC Nielsen, привело к падению рынка адыгейского сыра на 43% к текущему моменту.
Однако, получив патент НМПТ, адыгейские производители не спешили следовать его требованиям, выпуская продукцию по ГОСТу и ТУ, — соответствующая маркировка имеется на упаковке их продуктов. Технологию, описанную в патенте, оказалось невозможно реализовать в промышленных масштабах. В частности, это касается требования формовать сыр в сплетенных вручную ивовых корзиночках. Помимо сложности в производстве такие корзинки плохо подвергаются дезинфекции и поэтому могут стать источником заражения сыра патогенной микрофлорой. Кроме того, патент предполагает, что адыгейский сыр должен изготавливаться исключительно из молока коров, пасущихся в предгорьях Большого Кавказа. Однако сегодня доля местного сырья при производстве адыгейского сыра составляет менее 10%, по данным «АдыгеяСтата» и «СоюзМолока». Сомнительно, чтобы республика смогла быстро нарастить производство в таких масштабах, чтобы обеспечить адыгейским сыром всю страну.
Таким образом, адыгейские сыроделы сами нарушают правила, с помощью которых пытаются защитить свои исключительные права: выпуская продукцию по ГОСТу, они запрещают делать это остальным производителям. Поэтому иск Союза производителей продукции «Сыр Адыгейский» к ЗАО «Умалат», требующий запретить компании употреблять наименование «Сыр Адыгейский», был отклонен: суд признал, что адыгейские производители злоупотребляют своим правом в целях недобросовестного ограничения конкуренции.
Мировой опыт
Практика региональных брендов пришла в Россию из Европы, где институт защиты географических наименований очень развит, что неудивительно, если учесть ее богатые гастрономические традиции. Аналогом НМПТ в Европе служит PDO (protected designation of origin) — обозначение, общее для всех стран — участниц Евросоюза. Одновременно в каждой из них есть свои национальные системы: так, во Франции это Appellation d'origine contrôlée — обозначение, которое мы встречаем на бутылках недешевого французского вина. Продукты с таким статусом производятся по жестко регламентированным технологиям: так, при изготовлении сицилийского сыра «Рагузано» проверяются все условия производства, вплоть до аромата продукта и состава трав, которые идут в корм коровам.
Законодательство опирается на основной принцип: если название сыра, который производит тот или иной регион, стало сортом продукта, то к его наименованию прибавляется указание на регион, например Camembert de Normandie. Другой известный пример — сыр моцарелла, который появился 1000 лет назад на юге Италии в провинциях Кампания и Пулья, но позже получил широкое распространение по всей Италии. Чтобы отличить свой сыр, производители в Кампании добились статуса PDO для продукта Mozzarella di Buffala Campana, который делается из молока черных буйволиц по особым технологиям. В то же время остальные сыроделы Италии и других стран имеют полное право производить моцареллу из молока коров, буйволиц, овец и даже коз, соблюдая требования к производству, закрепленные в TSG (traditional specialities guaranteed) — документе, который гарантирует соблюдение рецептуры и технологического процесса.
Похожая ситуация произошла и с коричневым элем в Великобритании: в 1927 году пивоварни Ньюкасла начали производить этот сорт эля, который быстро завоевал популярность по всему миру. При его изготовлении использовали сочетание двух видов солода, бледного английского и темного карамелизированного, а напиток отличался мягким карамельным вкусом с ореховыми и фруктовыми оттенками. Однако сам коричневый эль производился по всей Великобритании и был известен в разных вариациях, поэтому пивовары Ньюкасла запатентовали свой сорт под названием Newcastle Brown Ale.
Подобных примеров много: бальзамический уксус и традиционный бальзамический уксус из Модены (Balsamico di Modena) или провинции Реджо-нель-Эмилия; традиционная и неаполитанская пицца, чеддер и West Country Farmhouse Cheddar — продолжать можно долго.
В отличие от Европы и России в Соединенных Штатах институт защиты региональных наименований отсутствует: право на тот или иной товар гарантируется товарным знаком, который принадлежит одному производителю и не зависит от конкретного региона. Такая позиция стала причиной давнего конфликта: США считают ограничения на использование брендов популярных товаров инструментом протекционизма со стороны Евросоюза, в ответ ЕС обвиняет американских производителей, что они вводят потребителей в заблуждение, выпуская товары под защищенными европейскими названиями.
Однако в США все же возможна защита географических указаний — например, как коллективных или сертификационных товарных знаков. Таким образом зарегистрированы, например, картофель Айдахо, флоридские апельсины и лук Видалии. Этот подход также используют в Австралии, Канаде и Китае.
Во многих странах институт защиты региональных брендов еще находится в стадии формирования, это касается и России, где такая система появилась только в 1992 году и пока еще несовершенна. Об этом говорят такие ситуации, как одновременное действие НМПТ и ГОСТа на один продукт, как в истории с адыгейским сыром.
Для дальнейшего развития системы нужно строго следить, чтобы запатентованные продукты соответствовали установленным технологиям и обозначались расширенным названием с указанием региона. При этом важно оставить производителям право выпускать уже известные и любимые потребителями сорта тех или иных продуктов вне зависимости от локации производства. Жесткая монополия, в свою очередь, ведет к спаду рынка и ограничению выбора конечного потребителя. Кроме того, важно не на словах, а на деле начать бороться с фальсификатом, но это уже тема для другой статьи.