«Это мошенническая схема». Кто ответит за плохую нефть в «Дружбе»
На встрече в Кремле президент «Траснефти» Николай Токарев рассказал Владимиру Путину, что виновники попадания некачественной нефти Urals в нефтепровод «Дружба» найдены. Внутрикорпоративное расследование «Транснефти» показало, что это частное предприятие в Самарской области, которое является своего рода коллектором и собирает нефть малых производителей в Ульяновской, Оренбургской и Самарской области, пояснил Токарев. Но называть виновных он не стал.
Ранее, 26 апреля представитель «Транснефти» Игорь Демин говорил, что загрязнение произошло на участке нефтепровода Самара-Унеча, а ответственна за это компания «СамараТрансНефть-терминал» (СТНТ). Компания ответила, что узел слива Самара-Унеча был продан еще в декабре 2017 года и сейчас им владеет ООО «Нефтеперевалка». СТНТ даже пригрозила «Транснефти» судом за обвинения.
«На этом предприятии в нарушение всех технологических регламентов умышленно был осуществлён слив нефти, которая не прошла товарную подготовку, — констатировал Токарев. — Я считаю, что это мошенническая схема. На сегодня все материалы переданы в Управление ФСБ по Самарской области, осуществляются оперативно-следственные действия. В ближайшее время там уже всё будет названо своими именами». Премьер Дмитрий Медведев уже обещал, что виновные за поставки некачественной нефти понесут наказания вплоть до уголовных.
«Послушайте, они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьёзный!», — возмутился Путин.
О резком ухудшении качества российской нефти, идущей по нефтепроводу «Дружба» на белорусские НПЗ, «Белнефтехим» сообщил 19 апреля. Минск также информировал Москву о том, что вредные примеси в нефти привели к повреждению мощностей Мозырского НПЗ. В «Белнефтехиме» заявляли, что будут требовать компенсацию за поставку некачественной нефти с «Транснефти». На это представитель «Транснефти» сразу отреагировал, что рассчитывает нормализовать ситуацию с качеством нефти по поставкам в Белоруссию.
Международный скандал
Скандал с грязной нефтью в нефтепроводе «Дружба» продолжается уже вторую неделю. 19 апреля «Белнефтехим» сообщил о резком ухудшении идущей по нефтепроводу «Дружба» на белорусские НПЗ российской нефти (содержание хлороорганических соединений превысило норму в десятки раз). Оба белорусских НПЗ — Мозырский и «Нафтан« — сообщили об опасности повреждения оборудования из-за некачественной нефти. В результате Белоруссия приостановила экспорт светлых нефтепродуктов (бензина, дизеля) на Украину, ряд европейских стран (Польша, Германия, Венгрия, Словакия) перестали принимать нефть из «Дружбы».
В общей сложности через «Дружбу» проходит более 20% российского экспорта, при этом почти 70% поставок приходится на Евросоюз.
«Нужно менять систему»
В стране около 150 пунктов приема нефти, с которых сырье передается в нефтепроводы, рассказал Токарев Путину. В основном они принадлежат крупным нефтяным компаниям, которые сами осуществляют подготовку товарной нефти и ее сдачу в систему нефтепроводов. Другая часть владельцев нефтепроводов – это частные предприятия (они паспортизируют нефть по договору с «Транснефтью»). «В данном случае это просто мошенничество в нарушение всех инструкций и нормативных требований», - сокрушался Токарев.
«Значит, самоконтроля недостаточно, — заметил на это Путин. – Значит, нужно менять эту систему». Токарев отметил, что межведомственная группа, созданная по поручению Дмитрия Медведева, «будет выходить с инициативой дополнить нормативную базу».
Полгода на восстановление
«Послушайте, они смошенничали, а ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный!», — посетовал Владимир Путин в разговоре с Токаревым. Однако размер ущерба Россия и Белоруссия пока не согласовали. Через несколько дней после того, как вскрылась проблема с грязной нефтью, концерн «Белнефтехим», который контролирует нефтепереработку в Белоруссии, заявил, что недополученная им в апреле выручка оценивается в $100 млн. 30 апреля главный инженер оператора нефтепровода «Дружба», ОАО «Гомельтранснефть Дружба» Андрей Вериго сообщил, что общий объем некачественной нефти, которая скопилась на участках трубопроводах Белоруссии, Польше, Украины и России, оценивается в 5 млн т. (сейчас такой объем нефти стоит около $2,6 млрд).
Из-за того, что нефть будет храниться в трубах (по части ниток нефтепровода прокачка будет прекращена), обеспечить загрузку нефтепровода в объеме 60-65% от среднегодовой смогут только к 10-11 мая, а на штатные мощности нефтепровод выйдет только через полгода.
Учитывая проблемы трубопроводной инфраструктуры, на помощь в транспортировке нефти придет РЖД. Железнодорожная монополия уже договорилась с «Транснефтью» о транспортировке 100 000 тонн нефти в мае (если груз доставят успешно, контракт продлят еще на полгода). С контейнерными операторами РЖД договорилась о том, что в перевозке нефти задействуют 5 000 контейнеров.