Для компании, которая производит электромобили, Karma в последнее время была слишком уж тихой, но на то были веские причины. Премиальный автопроизводитель сейчас находится в процессе полной реорганизации под руководством генерального директора Лэнса Чжоу.
Предприятие он возглавил в декабре 2017 года, к тому времени имея за спиной более 20 лет опыта в автомобилестроении. Ему досталась компания, существовавшая уже 10 лет, но ее пришлось отстраивать заново как самый настоящий стартап. Главная трудность для гендиректора заключается в том, что за последнее десятилетие Karma пережила три перезапуска и две полномасштабные реорганизации. «Сейчас мы активно развиваем компанию и оттачиваем мастерство», — говорит управленец.
Начало сегодняшней компании Karma Automotive было положено в 2007 году. Тогда она еще называлась Fisker Automotive, а управлял ею датский автомобильный конструктор Хенрик Фискер, более известный по разработке таких авто, как BMW Z8, Aston Martin V8 Vantage и DB9.
Взяв заем в министерстве энергетики США, Фискер создал элегантный спортивный седан-гибрид под названием Karma по цене выше $100 000. Проект привлек известных инвесторов (включая венчурную фирму Kleiner Perkins) и таких знаменитостей, как Леонардо Ди Каприо и Джастин Бибер. Но с инженерной и технической точки зрения автомобиль получился очень сырым и поэтому вскоре обернулся для компании сплошными убытками.
За 2011 и 2012 годы Фискер успел выпустить 2450 машин, и на каждой он потерял по меньшей мере $35 000. Однако, несмотря на то что благодаря публичному и частному финансированию ему удалось привлечь более $1 млрд, в мае 2013 года Фискер покинул предприятие из-за непреодолимых разногласий с советом директоров. Сама компания подала на банкротство спустя восемь месяцев.
В 2014 году оставшиеся активы и торговые марки Фискера за $150 млн перекупила корпорация Wanxiang Group, лидер китайского рынка автозапчастей. К 2015 году компания Fisker Automotive стала называться Karma, а флагманскую модель переименовали в Revero. И хотя в ней было много новшеств, включая улучшенный аккумулятор и новый интерьер салона, внешний вид автомобиля по большому счету оставался прежним, из-за чего новую модель воспринимали как простую копию фискеровской Karma.
К моменту, когда бразды правления взял на себя 52-летний Чжоу, компания остро нуждалась в руководителе с опытом работы в автомобильной промышленности. И Чжоу был самой подходящей для этого кандидатурой. Получив ученую степень в области управления проектированием в Нанкинском университете науки и технологий и магистра машиностроения в Северо-западном политехническом университете в городе Сиань, в 1992 году Чжоу начал свою профессиональную карьеру инженером на одном из крупнейших предприятий Китая по производству автомобилей Dongfeng Liuzhou Motor. Очень скоро он стал заниматься продажами, маркетингом, а затем и общими вопросами управления в различных компаниях-автопроизводителях в Китае и Германии, в том числе на высших должностях в Fiat Chrysler, Mercedes и Foton-Daimler.
Когда его позвали в Karma, Чжоу хорошо понимал, что это его шанс оставить собственный след в истории развития транспорта, но задача эта будет не из простых. Ведь ему придется не только переехать в США, совершенно другую страну, и работать там в незнакомом секторе автомобилестроения (до этого он всегда имел дело с пикапами и автомобилями малой грузоподъемности), но и заниматься новым типом двигателей (на электрическом ходу).
Начал новый управленец вполне удачно, хоть и не без трудностей. Чжоу уже успел трансформировать бренд и теперь смещает вектор компании с роскошных гибридных решений на полностью электрические двигатели, а также лицензирует разработки компании. Karma сосредоточена прежде всего на коммуникации между транспортными средствами, продвинутых информационно-развлекательных системах и беспилотном управлении.
Генеральный директор особо отмечает возможность индивидуального подхода при сборке: «Никто не хочет стандартную комплектацию. Все хотят что-то особое, чем можно заявить о своем статусе». Для того чтобы автомобиль идеально отвечал вкусам покупателей, те могут свободно сотрудничать с дизайнерами компании. Кастомизация может идти от выбора другого цвета кузова и прокачки двигателя до проектировки единственного в своем роде автомобиля.
В апреле на Шанхайском автосалоне Karma представила публике три новые модели. Одна называется 2020 Revero GT (или Revero 2.0). Этим летом она заменит нынешний Revero и станет первой со времен Фискера оригинальной разработкой, за исключением разве что шасси. Версия GT имеет более обтекаемые формы и длинный выпуклый капот, задние и передние крылья стали шире, к тому же новый потрясающий салон оборудован регулируемой панелью управления и дисплеями центральной консоли. Эта модель — гибрид, оснащенный более вместительной аккумуляторной батареей, которая питает два электрических мотора в области заднего моста, а также более мощным двигателем от BMW, при необходимости выступающим в качестве генератора для зарядки батареи. За первый год производства новой модели компания намерена собрать около 500 автомобилей Revero GT. Цена ожидается в районе $130 000.
Вторая модель — Karma Pininfarina GT, совместная разработка с легендарным итальянским производителем кузовов, на примере которой можно увидеть, насколько автомобиль может быть индивидуальным. Инженеры Pininfarina сохранили основу Revero GT, при этом искусно подобрав тип кузова и обустроив салон. В результате получилась очень интересная альтернатива дизайну Karma.
Третьей новинкой от Karma в Шанхае стал концепт-электромобиль SC1 Vision, элегантный родстер, воплощающий будущее компании. Информации о нем пока немного, но известно, что он получит новейшую информационно-развлекательную систему с модулем сетей пятого поколения и «очеловеченными» способами управления через сенсорные, голосовые, визуально-графические интерфейсы.
Подобно Илону Маску, Чжоу лелеет чрезвычайно амбициозные мечты о выходе на массовый рынок. Для этого он надеется найти делового партнера из Китая — такого, который смог бы производить автомобили более крупными партиями. На собственном заводе в калифорнийском городе Морено-Валли Karma в состоянии производить до 10 000 автомобилей в год, хотя в ближайшем будущем гендиректор достижения таких темпов пока не ожидает. Сперва руководитель хочет укрепить положение компании на американском рынке, в 2020 году — в Европе и на Ближнем Востоке, а затем, к 2021-му — в Азии.
Чжоу полон энтузиазма и строит большие планы: «Сейчас мы ясно видим, куда и как нам нужно двигаться дальше. Могу с уверенностью сказать, что все лучшее у нас еще впереди». Теперь ему просто нужна хорошая карма.
Перевод Антона Бундина