«Убийца маржи» и борец с бесовщиной: портрет таинственного основателя магазина «Плеер.ру»
28 марта Савеловский районный суд приостановил работу одного из старейших интернет-магазинов России «Плеер.ру» на 30 дней. После совместной проверки ФНС и ФСБ юридическое лицо сайта — ООО «Алеко Т» — во второй раз уличили в махинациях с чеками: компания с марта 2018-го по январь 2019-го провела «мимо» кассы более 1 млн рублей. 5 апреля «Алеко Т» обжаловала решение суда, но спустя полторы недели посетителей страницы pleer.ru все еще встречает растяжка «Уважаемые клиенты! Магазин временно не работает. Приносим извинения за неудобства!»
Новость о санкциях против «Плеер.ру» не шокировала других продавцов электроники: у компании на рынке давно сложилась репутация «анфан террибль». Магазин, физический офис которого находится в десяти километрах от центра Москвы близ станции метро «Автозаводская», раздражает конкурентов необоснованным демпингом и чрезмерной секретностью. По данным сервиса Similarweb, «Плеер.ру» входит в десятку самых посещаемых российских сайтов в категории «Потребительская электроника». А выручка компании в 2018 году выросла к 2017-му на 40%, примерно до 15 млрд рублей, оценивает на условиях анонимности эксперт российского рынка онлайн-ретейла. В рейтинге 100 крупнейших интернет-магазинов страны по версии аналитической компании Data Insight компания с такой выручкой заняла бы 13-е место.
Формально, по данным СПАРК, «Алеко Т» владеет Татьяна Конышева, но истинным бенефициаром бизнеса участники рынка считают основателя «Плеер.ру» Алексея Конышева. В единственном разговоре с журналистами — дозвониться до предпринимателя в 2013 году удалось Forbes — Конышев подтвердил, что создал магазин. С тех пор бизнесмен хранит молчание, какие бы проблемы ни возникали у компании. Получить комментарии Конышева для этого материала также не удалось. Составить портрет таинственного предпринимателя Forbes помогли более десяти его знакомых и конкурентов. Представитель «Плеер.ру» на просьбу об интервью с Конышевым сообщил, что «о дальнейшей работе магазина» компания объявит на сайте.
Меломан с радиорынка
Алексей Конышев противоречив так же, как его бизнес. Двое собеседников Forbes отмечают порядочность, честность и вовлеченность предпринимателя и называют его идеологом бизнеса, во главе угла для которого — желание понравиться покупателю. Остальные негодуют, как бизнес с неоднозначной репутацией просуществовал до сегодняшнего дня, и предполагают, что у основателя «Плеер.ру» есть более влиятельные партнеры.
Первый предпринимательский опыт Конышев получил на одном из столичных радиорынков, говорят совладельцы и топ-менеджеры трех ретейлеров-членов АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли). Александр Конышев, вероятно отец Алексея, торговал радио- и телеаппаратурой в Москве с 1995 года, следует из данных СПАРК.
Сайт pleer.ru, по данным сервиса Domaintools, 17-летний Алексей Конышев зарегистрировал в марте 2001 года. На главной странице он разместил обращение к посетителям, которые «обожают музыку и без нее ни на шаг», и предложил продавать, покупать или обменивать на площадке музыкальную электронику. Судя по всему, Конышев и сам хорошо разбирался в аудиогаджетах: на той же странице он был готов «поддержать беседу о последнем писке японской техники».
Примерно тогда же был основан интернет-магазин Digitalshop.ru, который специализировался на продаже портативных плееров. В начале 2000-х товар был новинкой: в Рунете активно распространялись mp3-файлы, и на рынок начали выходить корейские и китайские марки электроники. «Первые плееры Hyun Won, D-Pro, iRiver у одних из первых появились у нас», — вспоминает в интервью Forbes основатель Digitalshop.ru Тимофей Шиколенков. С Конышевым он познакомился на одной из презентаций. Оба интересовались мелкой электроникой, но дружбы не завязалось: «Леша всегда был закрытым, сидел за столиком один, никого рядом не было».
На «Плеер.ру» сначала были представлены плееры, приемники, адаптеры и аккумуляторы Sony и Panasonic и аксессуары. Позже появились iRiver и D-Pro. Магазин Конышева быстро прославился самыми низкими ценами. «Зачастую они были даже ниже закупочных по официальному прайсу поставщиков», — утверждает Шиколенков. По его словам, «Плеер.ру» с момента появления «сразу начал демпинговать». К примеру, если цена на популярный MP3/CD-плеер D-Pro MP-856M у Шиколенкова была $114, то Конышев продавал у себя ту же модель за $102. Шиколенкову пришлось тоже снижать цены.
Назвать конкуренцию ожесточенной тогда было сложно: спрос на товары существенно превышал предложение. По данным IDC, в 2001-м в России было 3,8 млн индивидуальных пользователей портативных электронных устройств, через год цифра уже стремилась к 9 млн. «Число интернет-магазинов, реально имеющих товар или доступ к нему, росло, но не так быстро», — подтверждает Шиколенков.
Бизнесмен с секретом
Утром 12 марта 2013 года в офис у «Автозаводской» нагрянули «маски-шоу». Предъявив ордер, полицейские отправились в складские помещения. По одной из версий, сотрудники МВД искали 70 смартфонов iPhone, украденных из фирменного магазина Apple в конце 2012-го.
Рейд прошел менее чем через две недели после публикации рейтинга 30 крупнейших компаний Рунета по версии Forbes. Это был первый и единственный раз, когда в список попал «Плеер.ру» (21-е место с выручкой $60 млн). Конышев пробился в высшую лигу благодаря низким ценам, сходятся во мнении опрошенные Forbes участники рынка. К тому времени «Плеер.ру» торговал уже не только проигрывателями, но и фототехникой, принтерами, игровыми приставками, мобильными телефонами и ноутбуками. «Торговля мелкой электроникой — выгодное дело: стоимость товара высокая, а габариты и вес малые, за счет чего логистика близка к нулю», — объясняет основатель магазина «220 Вольт» Алексей Федоров, знакомый с Конышевым.
Обороты «Плеер.ру» все еще в разы уступали лидерам рынка, но не замечать дерзкого игрока уже было невозможно. «Для меня [«Плеер.ру»] это загадочная организация. Они похожи на тех, кто были когда-то на «Горбушке», но откуда они взялись, не знаю», — говорит сооснователь и президент «М.Видео» Александр Тынкован. «Они всем убивали маржу и портили рынок», — жалуется сооснователь одного из крупнейших интернет-магазинов.
Знакомый с Конышевым предприниматель объясняет демпинг альтруизмом Конышева: «Он торговал дешевле, чем закупал, и всегда пытался сделать цены доступными потребителю».
«Обнал и контрабас [жаргонные термины для обозначения обналичивания средств и торговли контрафактным товаром — прим. Forbes]», — емко описывает секрет низких цен на рынке электроники один из его участников. Представители трех компаний, конкурирующих с «Плеер.ру» в одной или нескольких категориях, объясняют: агрессивный демпинг могут позволить себе те игроки, которые минимизируют таможенные платежи и, помимо продаж техники, имеют побочный бизнес по обналичиванию.
«Плеер.ру» с самого начала принимал к оплате исключительно наличные, свидетельствует предупреждение на сайте версии 2002-года. Безналичная оплата появилась лишь в 2017 году и ограничилась картами «Мир», отмечает президент АКИТ Артем Соколов. В 2000-е продажа наличной выручки могла приносить проектам, которые ей занимались, около 5% от оборота, а сейчас — 8-12% из-за повышенного риска, оценивает руководитель компании Crime Finance Евгений Виноградов.
В начале июля 2018 года совладелец сети магазинов DNS Дмитрий Алексеев разместил в Facebook разоблачительный пост, который активно цитировали СМИ. В нем он обвинил «Плеер.ру» в схемах «обнала денег и контрабандного ввоза товара». Через две недели в магазин Конышева нагрянула ФСБ с обысками. А ФНС, которая подключилась к проверке, выявила махинации с чеками, приведшие к временной приостановке бизнеса «Алеко Т». «Выяснилось, что магазин не применяет онлайн-кассы, хотя должен был перейти на новый порядок с 1 июля 2017 года. Полученная выручка в налоговой отчетности не фиксировалась, налоги с такой выручки не исчислялись и не уплачивались», — разъясняла тогда пресс-служба ФНС, не уточняя название компании-нарушителя. Уже через день «Плеер.ру», впрочем, возобновил работу.
«Алеко Т», зарегистрированная Татьяной Конышевой в 2017 году, выступала от имени «Плеер.ру» и по лицензии от Алексея Конышева владела товарным знаком. Но эта компания — лишь очередная юридическая «реинкарнация» магазина: юрлица проекта «живут один год», обращал в своем посте внимание Алексеев. Названия большинства — модификации имени Конышева: до «Алеко Т» были, например, «Алеко А» и «Алекон».
Специалист по GR, работающий в крупной розничной сети, и еще один участник рынка электроники уверены, что без поддержки со стороны госструктур «Плеер.ру» так долго бы не продержался, и верят слухам о том, что Конышев не единственный бенефициар магазина. Впрочем, имена возможных партнеров предпринимателя собеседники Forbes назвать не смогли. По сведениям еще троих источников Forbes в компаниях-участниках АКИТ, основатель «Плеер.ру» на самом деле уже отошел от дел и живет в Германии. Двое участников рынка предполагают, что Конышев управляет бизнесом, но не является бенефициаром, а настоящие владельцы могут находиться за границей.
Инвестор с верой
Десять лет назад Алексей Конышев проезжал по Ярославской области и решил взглянуть на одну из достопримечательностей — музеи Свято-Алексиевской пустыни. Как рассказывает настоятель иеромонах Петр Василенко, гость проникся увиденным и предложил помощь. «Тогда бурно развивался кризис 2008 года, наши благодетели стали отваливаться: кто-то терял бизнес, где-то поменялись собственники, — вспоминает он. — На этом крутом жизненном вираже нас и подхватил Конышев».
Свято-Алексиевская пустынь — большая обитель с гимназией, приютом для престарелых, культурным центром и аграрным хозяйством на 500 га. На территории живут почти 500 людей, из них 300 — дети, в том числе сироты и оставшиеся без попечения родителей. Не заметить на pleer.ru баннеры с призывами о помощи воспитанникам обители невозможно.
Набожность Конышева выражается не только в сотрудничестве с пустынью в Ярославской области. В 2014-м он, например, умышленно нарушил правила русского языка, использовав в рекламной рассылке слово «безплатный». Так предприниматель избежал единого корня и ассоциаций с «бесовщиной и нечистым духом», разъяснял отдел контроля качества «Плеер.ру». «Он человек крайне скромный и непубличный, но всеми своими силами постарался создать такую систему, которая зависела бы не столько от его доходов, сколько от популярности портала, где обращался к добрым сердцам православных», — рассказывает Василенко.
Среди других религиозных инициатив Конышева — инвестиции в компанию, которая собиралась отливать колокола для часовни на российской авиабазе в Сирии. Проект не состоялся, рассказала Forbes деловой партнер Конышева Мария Лазарева. Она познакомилась с основателем «Плеер.ру» «много лет назад», когда выставила на продажу земельные участки во Владимирской области. Там с 2008 года семьи Конышева и Лазаревой владеют дачным кооперативом «Подмосковное». Конышев также собирался заняться фермерским хозяйством, говорит Лазарева: «Из-за большой занятости и нестабильности доходов он не смог реализовать намеченные планы до конца, все пришло в упадок».
У Конышева были и другие проекты. В 2010 году он и члены его семьи стали собственниками четырех помещений общей площадью 1000 кв. м в строящемся жилом комплексе «Лира» неподалеку от головного офиса «Плеер.ру», свидетельствуют данные СПАРК и картотеки арбитражных дел. До Конышевых владельцами недвижимости выступал гендиректор строительной компании «Стройтэкс» Сергей Андреев и его партнеры. Застройщиком «Лиры» была связанная со «Стройтэксом» инжиниринговая компания «Серебряный Двор», которая с 2001 года возводила жилье для офицеров Внутренних войск МВД. Андреев, награжденный медалью РПЦ депутат городского округа Мытищи, скончался в июле 2017 года.
Приостановка работы на 30 дней сильно ударит по бизнесу «Плеер.ру», считает президент АКИТ Артем Соколов: «Это снижение трафика и однозначный вылет сайта из топа поисковой выдачи. Чтобы вернуть позиции, нужно по новой вкладываться в маркетинг, а это затратно». На прошлой неделе трафик «Плеер.ру» всего за четверо суток упал вдвое, до 73 500 пользователей в день (данные Similarweb). Дальнейшие благотворительная деятельность Конышева тоже под вопросом. «Мы все очень переживаем за Алексея, да и обитель будет поставлена под большой удар [из-за закрытия «Плеер.ру»]», — заключает один из сотрудников Свято-Алексиевской пустыни.