К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Душа компании и мама для всех». Каким человеком была Наталья Филева

Фото Maxim Shemetov / Reuters
Фото Maxim Shemetov / Reuters
Как Наталья Филева боролась за интересы частного бизнеса и какие личные качества ей помогли построить крупнейшую частную авиакомпанию в России, рассказал Forbes бывший генеральный директор S7 Space Сергей Сопов

Cергей Сопов несколько лет работал вместе с председателем совета директоров S7 Натальей Филевой и в общей сложности был знаком с ней два десятилетия. После ее трагической гибели в авиакатастрофе Forbes попросил Сергея Алексеевича рассказать, какой останется Наталья Валерьевна Филева в памяти ее товарищей и коллег.

Вы много общались в Натальей Валерьевной в разные моменты ее жизни и на разных уровнях: когда она только начинала строить авиационный бизнес в конце 90-х годов, и уже когда компания S7 набрала мощь и стала крупнейшей частной компанией. Как вы с ней впервые познакомились и почему она была так увлечена авиацией?

Я познакомился с Натальей Валерьевной Филевой в 1999 году, когда руководил «Аэролизингом»: мы тогда вместе ездили на встречу с одним из губернаторов. Уже тогда она была очень энергичным и целеустремленным человеком и четко понимала, чего хочет добиться. Авиация была ее призванием: она профессионально выросла в этой отрасли. Она хорошо знала техническую составляющую, знала, как работают перевозки и как их выстроить, чтобы они были коммерчески успешными.

 

Мы много общались с Натальей Валерьевной. Она всегда была вдумчивым человеком: в ней сочеталось пристальное внимание к деталям и талант оценивать ситуацию в комплексе. Филева всегда знала, что происходит в экономике и в политике, что обсуждается на законодательном уровне, как чувствуют себя конкуренты, как развивается спрос на перевозки и формируется стоимость услуг. Она хорошо видела общую картину. Это редкий дар: многие технически подкованные люди этого не умеют.

Благодаря каким качествам Наталье Валерьевне удалось на базе проблемного авиаотряда построить крупнейшую частную авиационную компанию в России?

 

Наталья Филева была не только идеологом развития компании, но и внутренним мотором S7, который не давал никому уснуть. В бизнесе она бывала требовательной и жесткой, а в жизни оставалась очень добрым и хорошим человеком, искренним и жизнерадостным. Она могла и выпить вина, и поддержать интересный разговор на любую тему. Одним словом, это была душа компании.

Вам приходилось отстаивать свою позицию, когда вы были гендиректором S7 Space? Она авторитарный руководитель?

Мне с Натальей Филевой часто приходилось спорить, но она умела слушать и слышать, и всегда принимала логически обоснованные аргументы. Наталья Валерьевна была вспыльчивой, хотя и быстро отходила.

 

В компании многие относились к Наталье Филевой как к маме. У нее был неформальный статус покровительницы и авторитета, который был гораздо важнее в общей иерархии ценностей, чем формальная должность председателя Совета директоров. В компании царила особая атмосфера: для многих работа в S7 была чем-то большим, чем просто работа. Чувствовалась увлеченность делом, люди верили в то, что делали, и из этого складывалась позитивная энергия созидания. Я много раз слышал это от разных сотрудников.

Конечно, Наталья Валерьевна при этом была очень требовательным руководителем, но она умела и прощать ошибки: наказывала, но давала шанс исправиться. Она была мудрой и уравновешенной, занимая во многих спорах функцию независимого арбитра.

Почему именно группа S7 стала первой российской компанией, которая получила право предоставлять международные космические услуги?

Благодаря деловой интуиции Натальи Филевой компания S7 одной из первых обратила внимание на космическое направление: своевременно разглядела новую нишу для частных инвесторов. Развитию космической программы Наталья Валерьевна уделяла особое внимание. Многое в этом направлении в S7 Space уже сделано: сформирована сильная профессиональная команда, а в 2017 году произведен первый успешный запуск ракеты-носителя. Во многом это личная заслуга Натальи Филевой.

Конечно, Наталья Валерьевна оставляла за собой все политические вопросы управления бизнеса и отстаивала деловые интересы на всех уровнях власти. Очень много времени она посвящала общению с чиновниками, ходила в Госдуму и Сенат, была очень активным и неравнодушным человеком.

 

Какую роль она сыграла в развитии российской авиации?

Наталья Филева очень последовательно защищала принципы частного предпринимательства, никогда не терпела монополизм и управление ценами. Во многом именно благодаря ей в авиации мы имеем регулирование, близкое к рыночным условиям. Гибель Натальи Валерьевны Филевой — очень большая утрата не только для авиакомпании, но и для частной авиации в целом. Очень многими успехами этой отрасли в России мы обязаны ее неравнодушию, компетентности и твердым принципам. Этого нам всем будет очень не хватать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+