Несмотря на ухудшение отношений с Россией и внутренний политический кризис, Украине за последние годы удалось достичь существенного экономического прогресса. С момента крымского кризиса реальный ВВП Украины начал неумолимо падать: за 2014 год сокращение составило 6,6%, а за 2015-й — 9,8%. К такому результату привели потеря контроля над Крымом, частичное прекращение работы промышленных предприятий Донбасса, а также стремительный разрыв деловых отношений с крупнейшим торговым партнером. В дополнение к этому обрушилась национальная валюта. После того как Национальный банк Украины перестал искусственно привязывать внешний курс гривны к доллару США, стоимость украинской денежной единицы упала на 71,5%. Курс обмена упал с 8,00 гривен за доллар до 28,00. Так как Центробанк потратил бóльшую часть своих запасов иностранной валюты на поддержание гривны, к концу 2015 года на Украине наступил технический дефолт по задолженности частных лиц на сумму $15,5 млрд. Кроме того, Украине пришлось пройти через пару болезненных, но крайне необходимых процессов: обеспечить долгосрочный заем на сумму $17,5 млрд от Международного валютного фонда и $22 млрд из других зарубежных источников финансирования.
Первым делом курс гривны сделали плавающим, что привело к гиперинфляции, которая за год к апрелю 2015-го достигла отметки 60%. Это, в свою очередь, резко сократило и без того не слишком высокие доходы украинских семей. Причиной высокого уровня инфляции послужил не только обвал гривны, но и многократное увеличение цен на газ. Государство было просто не в состоянии по-прежнему предоставлять субсидии на газ — среди населения эта мера пользовалась широкой поддержкой, однако с экономической точки зрения такая модель оказалась совершенно нежизнеспособной.
Тем не менее с тех пор Украина вышла из критического положения. Запасы страны в твердой валюте приближаются к отметке $20 млрд, хотя еще в 2014 году их общий объем составлял всего $6,6 млрд. Национальная денежная единица стабильно торгуется на уровне 27,00 гривен за доллар США. Уровень инфляции теперь составляет менее 10%.
На протяжении долгих лет украинское правительство разных созывов не спешило претворять в жизнь две самые непопулярные реформы: не решалось сделать курс гривны плавающим и отказаться от субсидий, оторванных от действительности. Теперь вместо того, чтобы истощать государственные фонды, «Нафтогаз Украины» приносит стране доходы. С другой стороны, с ослабленной гривной украинский экспорт стал дешевле и привлекательнее.
Из всех экспортируемых с Украины товаров на Россию приходится 9%. Хотя восточный сосед все еще остается крупнейшей страной-импортером украинской продукции, Европейский союз в совокупности всех его членов является для Украины гораздо более важным направлением. Можно с уверенностью сказать, что Украина переориентировалась на Европу. В 2012 году около 25% всего экспорта страны предназначалось для России; в 2017-м эта доля упала до 9,2%. В то же время, согласно данным 2017 года, из России Украина получала около 15% импорта, а это намного меньше 31% в 2012-м. Для российских экспортеров это ощутимая потеря.
Украинская экономика восстанавливается довольно устойчивыми темпами. В 2017 году она подросла на 2,5%, в 2018-м — на 3,3%. Доходы украинцев в последнее время тоже увеличиваются, хотя с учетом того, насколько глубокой была рецессия и как протекает процесс либерализации цен на газ, положительный эффект пока не ощущается, — наблюдать его можно будет несколько позже. Самое любопытное в том, что Украине удалось заметно сократить разрыв между бедными и богатыми, и по показателю равенства доходов страна теперь занимает одно из первых мест в мире.
В последние годы Украина стала привлекательным направлением для прямых инвестиций из-за рубежа. Все дело в близости к Европейскому союзу, низкой стоимости рабочей силы и активной интеграции в европейское сообщество. Украина также начала брать займы под залог ценных бумаг — это доказывает то, что в местной экономической обстановке инвесторы чувствуют себя уверенно.
Однако страну еще ожидают серьезные вызовы. В течение следующих 24 месяцев Украина должна выплатить долги на сумму около $20 млрд. Беспокойство вызывает текущий дефицит платежного баланса, так как ожидается его усугубление в силу слабого роста в еврозоне и в России, а также рецессии в Турции. Кроме этого, финансирование требуется и для погашения дефицита бюджета.
Следовательно, вне зависимости от исхода президентских выборов у Украины почти нет пространства для маневров. Громкие обещания некоторых кандидатов-популистов повысить зарплаты и понизить цены на газ вряд ли сбудутся. Потребность страны в иностранной валюте слишком высока, чтобы ее могли полностью удовлетворить какие-либо организации, помимо Международного валютного фонда и западных источников финансирования. Для обеспечения этого потока кредитных средств Украина должна оставаться на пути реформ. В их число входит борьба с вездесущей коррупцией, нацеленная на рост государственных доходов, земельная реформа и окончательная ликвидация олигархии.