Гнев Вашингтона. Грозит ли «Роснефти» ужесточение санкций США из-за связей с Венесуэлой
«Спасательный круг» для Мадуро
Госсекретарь США Майк Помпео обвинил «Роснефть» в покупке нефти у Petroleos de Venezuela SA (PDVSA) в обход санкций, введенных Вашингтоном против венесуэльской госкомпании в январе 2019 года. По мнению главы внешнеполитического ведомства США, главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин «продолжает протягивать спасательный круг» президенту Венесуэлы Николасу Мадуро.
В «Роснефти» сочли обвинения Помпео беспочвенными и предвзятыми. «Деятельность «Роснефти» в Венесуэле связана с реализацией добычных проектов и поставками нефти и осуществляется в соответствии с международным правом и действующими рыночными контрактами, заключенными задолго до введения США односторонних санкционных ограничений», — говорится в сообщении компании. «Роснефть» отметила, что оценивает последствия «сделанных официальными лицами США заявлений». Компания готова «защищать свои права в соответствии с нормами международного права», в случае выявления ущерба.
Свои обвинения Помпео выдвинул, комментируя санкции, наложенные 11 марта на российско-венесуэльский Еврофинанс Моснарбанк в связи с его сделками с PDVSA. «Эта история не является полной без признания центральной роли, которую Куба и Россия играли и продолжают играть в подрыве демократических чаяний венесуэльского народа и его благосостояния», — отметил глава Госдепа США. Москва и Гавана, по его словам, продолжают предоставлять режиму Мадуро политическое прикрытие и оказывают давление на страны, убеждая их не признавать «демократическую легитимность временного президента Хуана Гуаидо».
Помпео также обвинил российское правительство в том, что оно использует два своих основных средства массовой информации — RT и Sputnik, чтобы «отвлечь внимание» в то время, пока происходит конвертация золотых запасов Венесуэлы в наличные деньги. «Кремль поддерживает своих венесуэльских друзей и выступает против воли народа суверенного государства, чтобы защищать дружественный Москве режим», — заявил глава Госдепа США.
Соединенные Штаты не впервые называют Россию и Кубу главными союзниками Мадуро, но ранее не конкретизировали эти обвинения. Означают ли слова Помпео готовность Вашингтона к ужесточению санкции против российской нефтяной госкомпании?
Слишком большая для SDN
«Роснефть» и ее глава Игорь Сечин находятся под санкциями США с 2014 года. В отношении «Роснефти» введены секторальные санкции (SSI, Sectoral Sanctions Identifications), но она не внесена Вашингтоном в специальный список SDN (Special Designated Nationals). Попадание в SDN-лист означает запрет на ведение бизнеса с его фигурантом для американских граждан и компаний. Взаимодействие неамериканских контрагентов с компанией из списка SDN несет для них риск вторичных санкций. Компания, попавшая в список SDN, на практике лишается возможности проводить транзакции в долларах (поскольку такие транзакции проходят через корреспондентские счета в американских банках).
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве России Игорь Юшков считает, что в этой ситуации «Роснефть» вероятно будет настаивать, что не покупает нефть у Каракаса, а получает нефть от PDVSA в счет погашения ранее выданной предоплаты. Таким образом, санкционный режим не нарушается, отмечает эксперт.
Если США будут настаивать на наказании «Роснефти», то жесткий сценарий такого наказания предполагает запрет Вашингтоном закупки нефти у российской компании, а также запрет на долларовые операции с ней. Это сценарий эксперт считает маловероятным, так как «Роснефть» является крупнейшей в мире по добыче нефти публичной компанией. Запрет покупать у нее нефть может привести к серьезному дефициту на мировом нефтяном рынке.
Более мягкий вариант возможного ужесточения санкций против «Роснефти» — запрет на покупку у российской компании именно венесуэльской нефти. «Это приведет к дефициту нефти только на одном НПЗ в Индии, куда эта нефть поступает», — считает Юшков.
По мнению финансового аналитика компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, заявления главы Госдепа Помпео вряд ли приведут к существенному изменению действующего санкционного режима в отношении «Роснефти» и ее менеджмента в краткосрочной перспективе. Но ужесточение риторики может привести к тому, что «Роснефть» будет чаще фигурировать при обсуждении законопроекта «О защите американской безопасности от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act, DASKA), предусматривающего введение новых санкций против России. Это чревато рисками для «Роснефти» в среднесрочной перспективе.
Глава Центра по изучению энергетической политики ВШЭ Виталий Ермаков считает преждевременным видеть в заявлениях Помпео угрозу новых санкций против «Роснефти». Тем не менее, он признает, что США готовы вводить санкции против компаний по всему миру. Это основано на уверенности Вашингтона в том, что в течение ближайших 30 лет он не будет нуждаться в доступе к углеводородам за рубежом, в том числе в России. Эксперт напомнил, что по долгосрочному прогнозу Департамента энергетики США, страна в течение следующего года превратится в чистого экспортера нефти и газа и до 2050 года сохранит эту позицию. США чувствуют себя обеспеченными собственными энергоресурсами и могут вводить санкции против стран, от которых они больше в этом вопросе не зависят, отметил Ермаков.
Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США поместило PDVSA в санкционный список SDN (Specially Designated Nationals) в конце января 2019 года. Были заблокированы активы венесуэльской компании на $7 млрд. Закупающим нефть в Венесуэле американским компаниям было предписано переводить оплату за нее на заблокированные счета PDVSA, к каким правительство Венесуэлы не имеет доступа.
В начале февраля рейтинговое агентство Moody’s признало, что эти американский санкции против Венесуэлы напрямую не представляют серьезного риска для «Роснефти». Согласно отчетности компании за 2018 год, PDVSA была должна «Роснефти» $2,3 млрд и этот долг должен гаситься поставками нефти из Венесуэлы. По мнению аналитиков Moody’s, санкции США не помешают PDVSA каждые три месяца возвращать «Роснефти» по $0,5 млрд, чтобы вернуть всю сумму предоплаты к середине 2020 года.
«Роснефть» владеет долями в пяти предприятиях в Венесуэле — Petromonagas (40%), Petroperijá (40%), Boquerón (26,67%), Petromiranda (32%) и Petrovictoria (40%). По мнению аналитиков Moody’s, «Роснефть» не обязана уступать свои доли в этих СП или прекращать сделки с ними, чтобы избежать включения в список SDN, так как «режим санкций США в настоящее время не подразумевает возможность вторичных санкций против неамериканских корпораций, которые продолжают иметь дело с PDVSA и ее «дочками».