Ford может закрыть заводы во Всеволожске (Ленинградская область) и Набережных Челнах, сообщает Reuters со ссылкой на три источника в автомобильной отрасли. На заводе во Всеволожске выпускают легковые Focus и Mondeo, а в Набережных Челнах — Fiesta и EcoSport. То, что автопроизводитель готовится закрыть завод в Набережных Челнах, агентству подтвердили чиновник и сотрудник российской автомобильной компании.
Источники Reuters отмечают, что окончательного решения о закрытии заводов пока не принято.
В России сборка автомобилей Ford осуществляет созданное в 2011 году совместное предприятие Ford Sollers. СП отвечает за производство, а также импорт и продажу всех продуктов Ford (автомобилей, запчастей, аксессуаров). В совместное предприятие входят три производственные площадки — кроме Всеволожска и Набережных Челнов, есть завод в Елабуге (Татарстан). На заводе в Елабуге, где сейчас собираются модели Transit, Kuga и Explorer, собирать будут только Transit, говорит один из источников Reuters.
О том, на каких условиях Ford собирается останавливать производство и урегулирует отношения с партнером — ОАО «Соллерс», собеседники агентства не знают. Представитель Ford в России сообщила, что акционеры совместного предприятия обсуждают реструктуризацию бизнеса в рамках новой глобальной стратегии Ford, решение будет принято во втором квартале 2019 года. Еще в январе 2019 года глава европейского подразделения Ford Стивен Армстронг заявил — компания планирует сократить тысячи рабочих мест в Европе, в том числе посредством закрытия предприятий.
В 2018 году Ford продал в России 53 234 автомобиля (рост за год на 5,7% при общем росте рынка 12,8%), доля на рынке составила 3%. Выручка ООО «Форд Соллерс Холдинг» по итогам 2017 года составила 67,1 млрд рублей, чистый убыток – 13,6 млрд рублей (сократился с 23,8 млрд рублей в 2016 году). Два источника Reuters указали на то, что бизнес в России приносит Ford значительные убытки.
В совместном предприятии Ford принадлежит 50,1%, «Соллерс» — 49,9% (еще в 2015 году российская компания уступила американскому автопроизводителю пакет привилегированных акций совместного предприятия). Тогда же, в 2015 году, стороны заключили опцион, по которому могли выкупить друг у друга пакет в СП по минимальной оценке в $135 млн. Еще при запуске в 2011 году совместное предприятие получило кредит от ВЭБа на 39 млрд рублей. «Детали реструктуризации долга перед ВЭБом обсуждаются и раскрывать их преждевременно. Размер долга не раскрываем», — сообщили Reuters в пресс-службе ВЭБ.РФ
Гендиректор и основной владелец «Соллерс» Вадим Швецов в середине февраля, отвечая на вопрос о возможном выходе «Соллерс» из совместного предприятия, говорил, что его доля в СП «очень минорная». «Мой выход из СП не значит ничего, потому что у меня эффективная доля в СП 0,03%, у «Соллерса»», — говорил Швецов на форуме в Сочи (цитата по «Интерфаксу»). «Я думаю, что бизнес Ford изменится в России, потому что уже сейчас понятно, в каких сегментах Ford неконкурентоспособен. Сейчас считаются последние стресс-анализы. Я думаю, что в ближайший месяц такая работа будет проведена. Мое частное мнение, я не могу отвечать за Ford — что бизнес Ford нужно будет в России преобразовать», — сказал тогда Швецов. Он отмечал, что как миноритарий в проекте, если его спросят, он бы рекомендовал «сократить именно легковые».