Лиссабон-Москва
Европейский офис государственной нефтяной компании Венесуэлы PDVSA переезжает из Лиссабона в Москву. Об этом рассказала вице-президент Венесуэлы Дэлси Родригес на пресс-конференции в Москве по итогам встречи с главой российского МИДа Сергеем Лавровым. Распоряжение о переводе офиса в Москву уже дал президент страны Николас Мадуро.
Переносом офиса дело не ограничится — Родригес уточнила, что переезд связан с планами расширения технического сотрудничества с «Роснефтью» и «Газпромом». Она назвала Россию и Венесуэлу стратегическими партнерами. «Мы будем заниматься промышленными инвестициями для производства всего необходимого в нашей стране при помощи России. Это хорошие новости для мира, это хорошие новости для России, для Венесуэлы», — сказала она (цитата по Reuters).
Перенос офиса PDVSA происходит в непростое для официального Каракаса время. Уже более месяца в Венесуэле — два президента одновременно. В конце января временным главой страны провозгласил себя оппозиционный лидер Хуан Гуаидо. Часть мирового сообщества (Россия, Турция, Куба, Китай) поддержало официально избранного президента Николаса Мадуро. США, европейские страны и большинство латиноамериканских государств — напротив, признали главой страны Гуаидо. В середине февраля Гуаидо назначил в PDVSA собственный топ-менеджмент, при этом де-факто компания подконтрольна Мадуро. PDVSA имеет критическое значение для Венесуэлы — это главный источник доходов и поступления в страну долларов и евро. Понимая это, Вашингтон внес PDVSA в санкционный список SDN — американским компаниям и физлицам нельзя взаимодействовать с ней без специального разрешения.
«Единственная причина, почему PDVSA переводит один из своих офисов в Москву — мера предосторожности, попытка защитить активы от возможной конфискации или перехода этих активов под контроль сторонников Гуайдо», — говорит Forbes партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. Он считает, что потенциальное сотрудничество венесуэльской компании с «Роснефтью» и «Газпромом» — лишь предлог. Поскольку Гуаидо собирается привести в PDVSA своих людей, и многие страны признали его президентом, для лиссабонского офиса венесуэльской компании это может иметь негативные последствия. Португалия — среди стран, поддержавших Мадуро. О том, что переезд в Москву вызван желанием перестраховаться, говорит и источник РБК, близкий к «Роснефти».
Перенос офиса является превентивной мерой по сдерживанию санкционного давления США на Венесуэлу, полагает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович. Выбор Москвы для офиса обусловлен тем, что другая бы страна не согласилась на размещение представительства компании, объясняет он.
«Мадуро пытается выстроить альтернативную систему получения денег, новую финансовую схему, которая позволит ему иметь доступ к продаваемой нефти», — говорит гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. Однако финансовая система такова, что миновать США невозможно — «это лишь некая иллюзия, что часть транзакции будет беспрепятственно осуществляться через Москву и московский офис», подчеркивает Симонов.
Стратегический партнер
Россия после начала политического кризиса в Венесуэле последовательно заявляла, что поддерживает Мадуро — сразу после переворота ему позвонил Владимир Путин. Как сообщало агентство Reuters, Мадуро даже усилил свою охрану бойцами российских частных военных компаний. По сообщениям западных СМИ, крупнейшие госкомпании также не остались в стороне от проблем Венесуэлы. Как сообщал Reuters, расчеты с контрагентами PDVSA перевела в Газпромбанк (правда, спустя неделю стало известно, что банк якобы заморозил счета венесуэльской компании). А как сообщила The New York Times, PDVSA продолжает получать необходимые нефтепродукты даже в условиях санкций — но не за деньги, а по бартеру от «Роснефти» (в обмен российская компания якобы получает сырую нефть).
«Роснефть» — одна из ключевых компаний-партнеров Венесуэлы и PDVSA. Согласно отчетности компании за 2018 год, PDVSA должна «Роснефти» $2,3 млрд — этот долг должен гаситься поставками нефти из Венесуэлы. Кроме того, у «Роснефти» и PDVSA — пять совместных предприятий в сфере геологоразведки и нефтедобычи. На государственном уровне Венесуэла на ноябрь 2017 года была должна России $3,15 млрд. Тогда Москва согласилась реструктуризировать долг: венесуэльские власти будут выплачивать его 10 лет, причем в первые шесть лет выплаты будут минимальны.
Для продажи венесуэльской нефти могут понадобиться услуги близких к российским компаниям трейдеров, предполагает Симонов из ФНЭБ. По его словам, Каракас сейчас должен будет искать возможность перенаправить поставки для США и Европы на рынки Китая и Индии. «Роснефть» — крупнейший поставщик на китайские рынки, ее услуги могли бы пригодиться в продажах, а сама «Роснефть» получила бы возможность забирать себе часть выручки в счет кредита размером в $2 млрд, — отметил гендиректор ФНЭБ. Перенос не окажет воздействия на объемы поставок и не транслируется в динамику нефтяных цен, уверен Покатович из «БКС Премьер».