Лет десять назад меня поразило, что в лондонском аэропорту Хитроу можно было самостоятельно зарегистрироваться на рейс у специального киоска с помощью QR-кода в смартфоне Blackberry. Мне, обладателю простенького телефона Nokia, эта технология показалась фантастикой. У американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона на этот счет есть прекрасный афоризм: будущее уже наступило — просто оно еще неравномерно распределено. И мы попытались отыскать его.
Читатели этого номера Forbes могут заглянуть в завтра, познакомившись с 10 предпринимателями из России (или с российскими корнями), создавшими технологии будущего. Десять высокотехнологичных бизнесменов предложили продукты, которыми начинает пользоваться весь мир и которые при этом основаны на российских научных разработках. Героями проекта стали предприниматели, занимающиеся медицинской техникой, биотехом, информационной безопасностью, фармакологией, искусственным интеллектом, робототехникой и финансами.
Всех их смело можно назвать современными глобальными русскими, но в отличие от известных русских бизнесменов первой волны, которые по-настоящему глобальными так и не стали, они предпочитают не покупать в Америке и Европе особняки, футбольные клубы, шато и яхты, а работать там и продавать свои технологические решения. И речь идет о больших деньгах. Капитализация «Института стволовых клеток человека» Артура Исаева, который разработал одну из первых генных терапий, одобренных во всем мире, превышает 600 млн рублей; основатель WayRay Виталий Пономарев, придумавший технологию голографического экрана для автомобилей и зданий, построил компанию стоимостью $500 млн; финтех-проект Revolut Николая Сторонского уже оценивается в $1,7 млрд.
Пятеро из 10 глобальных русских предпринимателей живут или проводят большую часть времени в Москве. Столица России входит в число городов, где будущее уже распределено, его можно пощупать не только в Лос-Альтос-Хиллс, Сан-Хосе, Портленде, Цюрихе и Лондоне, где обосновались еще пятеро.
Писатель Уильям Гибсон предсказал цифровое будущее в начале 1980-х, когда другие фантасты все больше размышляли о космосе, почти полностью игнорируя компьютерные сети.
Работая над рассказами, из которых потом вырос роман «Нейромант» (с виртуальной реальностью, искусственным интеллектом и киберматрицей), Гибсон очень боялся, что не успеет опубликовать свои произведения первым. Он был уверен, что одновременно с ним об этом же пишут еще 20 000 человек. Гибсон успел. Мы тоже.
10 глобальных русских: предприниматели из России, чьи технологии изменили мир