Ситуация на внутреннем рынке нефтепродуктов остается тревожной — на фоне роста НДС в начале года до 20% нефтекомпании подняли цены на топливо на заправках. Это подорожание согласовано с правительством в рамках пакетной договоренности по сдерживанию цен на автомобильное топливо в стране до конца марта. Но допустимый потолок индексации установлен в 1,7%. Заступ за «флажки» грозит нефтяникам введением заградительных экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты, о чем не раз предупреждал глава правительства Дмитрий Медведев. При этом январское плановое увеличение акцизов запрещено отыгрывать нефтяникам путем «задирания» потребительских котировок.
Федеральная антимонопольная служба России (ФАС) пока не фиксирует ценовых нарушений на розничном рынке моторного топлива. Но уже сейчас в фокусе внимания 31 марта — дата окончания ценового соглашения по топливу властей с нефтяными компаниями. Мониторинг покажет, потребуется ли пролонгация заморозки цен на бензин и как в итоге проявит себя на потребительском рынке январская индексация акцизов на нефтепродукты. Следует также учесть, что весной начинается посевная, которая разгоняет спрос на горючее. Активнее после зимы становится и армия автомобилистов. Сезонность будет соблазнять производителей топлива к корректировке цен в сторону повышения.
Российские власти пока настроены не продлевать соглашения с нефтяными компаниями — в правительстве, видимо, укрепилась вера в их социальную ответственность. Вице-премьер по ТЭК Дмитрий Козак не раз намекал на отраслевых совещаниях, что насыщение внутреннего рынка топлива является приоритетной (в сравнении с экспортом нефтепродуктов) для нефтяных концернов задачей. В видении властей эти уроки должны быть усвоены.
Расчет правительства строится и на недавней «устрашающей» инициативе ФАС. 5 февраля замглавы ведомства Андрей Цариковский сообщил о планах возбудить антимонопольное дело в связи с подозрениями двух крупных трейдеров в сговоре, следствием чего и стал скачок биржевых цен на топливо весной 2018 года. При этом чиновник заметил, что в процессе рассмотрения дела могут появиться и новые фигуранты. Но конкретики не прозвучало. Таким образом, ФАС сохраняет интригу, стремясь побудить всех трейдеров вести себя аккуратнее.
Также нефтяникам настоятельно рекомендовано индексировать цены на бензин в 2019 году синхронно с темпами инфляции, без превышения.
Естественно, власти заинтересованы в стабильности топливного рынка. Но принятый к реализации налоговый маневр, напротив, провоцирует рост цен на горючее в стране. В этом и заключается ключевое противоречие. Тем более что мировая цена барреля Brent давно закрепилась выше рубежа $60, отдалившись от декабрьской ямы, когда «бочка» эталона продавалась в отдельные дни и за $50. А удорожание сырья на глобальных площадках, как известно, также одна из серьезных причин роста цен на внутреннем рынке нефтепродуктов.
Показательна конъюнктурная статистика по прошлому году: по данным Росстата, автомобильный бензин в России по его итогам подорожал в рознице на 9,4% в сравнении с 2017 годом. Лишь в декабре розничные цены на бензин снизились относительно ноября 2018 года на 0,1%. Публичные заверения регуляторов уложиться в рамки годовой инфляции по уровню роста розничных цен на бензин оказались несостоятельными.
Удастся ли в текущем году выполнить норматив — большой вопрос. Ведь ручной режим на рынке топлива временный, а сложившаяся олигополия — бессрочна. Тотальное же госрегулирование пагубно повлияет на рынок нефтепродуктов и обострит проблему качества бензина в России. А выбор сценария «необузданной картелизации» только участит ценовые кризисы. Поэтому для сглаживания всплесков бифуркаций на национальном рынке нефтепродуктов долгосрочно применяется некий комбинированный подход. Но этот «гибрид» пока далек от оптимального.