К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Какие проблемы ждут импортеров в 2019 году

Фото Руслана Шамукова / ИТАР-ТАСС
Фото Руслана Шамукова / ИТАР-ТАСС
Импорт ждет тяжелый год. Увеличение НДС, снижение порога стоимости для беспошлинного ввоза товаров и вывод из тени так называемых челноков. Как компаниям-импортерам справиться с этими вызовами?

Импортерам становится все сложнее работать в России. По последним данным Росстата, темпы роста импорта в 2018 году снизились до 3,8%, в то время как в 2017 году рост составил 17,4%. По экспертным оценкам, в 2018 году объем рынка составил около $250-270 млрд.

Структура импорта в прошлом году также практически не изменилась. Российский бизнес по-прежнему ведет дела в основном со странами дальнего зарубежья (85-90%) и СНГ (около 10%). В течение последних лет происходило незначительное замещение: некоторые страны, которые попали под санкции или ввели их, выбыли, но их тут же заместили страны, которые к санкциям отношения не имеют. В целом по-прежнему внушительные торговые обороты у России с Китаем, Германией и Голландией, еще один значительный зарубежный партнер — Турция, а из стран СНГ это Белоруссия и Казахстан. При этом логичным образом сильно сократилась торговля с США, а экономические отношения с Украиной окончательно сошли на нет.

Объем импортного товарооборота в 2018 году:

 

•               Китай — $100-$120 млрд

•               Германия — $60 млрд

 

•               Нидерланды — $50 млрд

•               Турция — $25 млрд

•               СНГ — $15-$20 млрд

 

Источник: расчеты автора на базе открытых данных Федеральной таможенной службы (ФТС)

Давление на импорт

Этот год обещает стать для импортеров еще более тяжелым. Самый важный фактор воздействия на импортеров сейчас — это повышение НДС с 18% до 20%. Оно затрагивает практически всех предпринимателей, право не платить этот налог есть лишь у отдельных компаний с оборотом до 2 млн рублей за 3 месяца и у пользователей специальных налоговых режимов. Из-за повышения НДС подорожают многие товары. Например, должны вырасти в цене автомобили, где почти 90% авторынка составляют импортные бренды либо импортосодержащие запчасти. Прямо или косвенно удорожание коснется в том числе и смежных услуг (транспорта, социально значимых товарах, ЖКХ и др.)

Учитывая, что рост цен скажется и на инфляции, в итоге повышение НДС может увеличить расходы среднестатистического гражданина на 5000-7000 рублей год. Кроме того, стоит учитывать и психологию потенциального покупателя: если товар начнет спонтанно дорожать, то начнется торговая паника и тогда это будет сложно остановить. Все это крайне негативно скажется на бизнесе уже в этом году.

Кроме того, импортеров ждет удорожание логистических издержек — по всей цепочке до потребителя увеличится стоимость доставок в связи с подорожанием цен на бензин и действием НДС. Бизнес почувствует на себе эти сложности уже в этом году, а в следующем году тенденция к удорожания только усилится. Как следствие, в следующем году вырастет себестоимость продукции.

Пошлины, налоги, маркировка

Вторым вызовом для импортеров можно назвать ужесточение таможенного контроля за продукцией, проходящей через границу со всеми видами транспорта, кроме самолетов. С 2019 года из-за границы разрешено ввозить товары без уплаты пошлин общей стоимостью не более €500 и массой не более 25 кг — это вдвое меньше, чем раньше. Точно так же установлены лимиты на беспошлинный ввоз и для интернет-посылок. По ним лимиты снизились до стоимости  €500 и веса 31 кг на одного человека.

 

Почему это важно? Ранее бизнес частично использовал этот канал, дробя большие поставки, и таким образом избегал уплаты каких-то излишних пошлин. Снижение порога стоимости теперь ограничит такую возможность, создав препятствия для того, чтобы заниматься такого рода импортом. Или же бизнесу придется дробить поставки в 2-3 раза больше, что будет уже экономически невыгодно. Таким образом, часть товарных потоков в связи с новым решением сократится или вовсе исчезнет.

Третий вызов касается импортеров косвенно. Речь идет о самозанятых, тех, кто самостоятельно привозит продукцию небольшими партиями из-за рубежа и реализует ее в России. Теперь такой вид деятельности в пилотном режиме потребует регистрации и будет облагаться налогом в четырех регионах: Москве, Московской области, Республике Татарстан и в Калужской области. Тот, кто продает импортный товар физическим лицам, должен будет заплатить налог на профессиональный доход в 4%, а те, кто продает юридическим лицам — в 6%. Применять режим можно, пока доход не превысит 24 млн рублей в год, но это та планка, которая определяет, в общем-то, малый бизнес, поэтому платить такой налог нужно будет впоследствии в упрощенном порядке. Так или иначе, это безусловное усиление налогового бремени.

Кроме того, в этом перечне не была упомянута дополнительная маркировка, которая в скором времени станет обязательной для всех ввозимых в Россию импортных товаров. Ступенчато процедура вводится последние 5 лет. Это затратная вещь для бизнеса, так как она связана с существенными расходами на приобретение программного обеспечения, поиск и наем специалистов, которые потом это все отслеживают, на закупку акцизных и иных марок и приобретение оборудования для наклейки этих знаков на товар.

На практике чаще всего эти траты ложатся именно на импортера, а не на производителя. Гораздо реже затраты на маркировку делятся пополам. Так что понятно, почему бизнес, конечно же, считает это излишней мерой контроля со стороны государства.

 

Советы импортерам

Год начался для импортеров благосклонно — курс национальной валюты продержался в январе на более выгодных уровнях, чем в конце 2018 года. Однако не стоит расслабляться: движение рубля сложно предсказать, еще сложнее оценить перспективы введения новых санкций. И так как импортеры сильно зависят от валютного курса, в таких условиях всегда нужно искать возможность приобрести валюту на более низких курсах. Так что я бы рекомендовал сейчас закупаться впрок.

В том числе всегда нужен вариант оптимизации — импортер должен искать большое количество поставщиков. Мониторинг рынка позволяет находить более дешевые предложения по логистике, транспорту или аренде складских помещений. Это нужно делать регулярно. Кроме того, стоит обращать внимание на хорошие зарубежные новинки, к ним российский рынок как никогда восприимчив. Особенно стоит приглядеться к продуктам питания, различным новым напиткам и современной технике — к ним интерес есть всегда.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+