Глава «Победы» пожаловался властям на несостоятельность Utair
Гендиректор лоукостера «Победа» («дочка» «Аэрофлота») Андрей Калмыков в письме к главе Росавиации Александру Нерадько в ноябре 2018 года указал на недостаточность финансовых ресурсов у компании Utair, сообщают «Ведомости», ознакомившиеся c текстом письма. В письме отмечается, что оно «направляется для информации».
Калмыков указывает, что у Utair стоимость чистых активов на конец 2017 — первое полугодие 2018 года имела отрицательные значения. «Недостаточность финансовых ресурсов представляет серьезную угрозу безопасности полетов, высокие риски внезапной остановки деятельности и, как следствие, массового нарушения прав пассажиров, особенно в преддверии пика новогодних перевозок», — писал глава лоукостера.
Профильный федеральный чиновник говорит, что Росавиация может проигнорировать сигнал от «Победы». Сама по себе отрицательная стоимость чистых активов не требует от регулятора каких-либо действий в отношении авиакомпании, а просрочек по зарплатам и платежам в бюджет Utair не допускает, отмечает он.
«Ведомости» напоминают, что еще в 2014 году главы авиакомпаний «Аэрофлот» и «Сибирь» Виталий Савельев и Владимир Объедков предлагали Игорю Шувалову, на тот момент занимавшему пост первого вице-премьера, не поддерживать Utair. Проблемы авиаперевозчика, на их взгляд, были вызваны «бессистемной экспансией» за счет дешевых тарифов. В случае необходимости Савельев и Объедков обещали бесплатно перевезти пассажиров Utair. Однако правительство все равно поддержало авиакомпанию, выдав ей госгарантии на 9 млрд рублей.
Utair — четвертый перевозчик в России после Аэрофлота, S7 и «Уральских авиалиний». По итогам 2018 года компания перевезла 7,9 млн пассажиров. Флот авиакомпании насчитывает 50 магистральных самолетов Boeing и 15 региональных ATR 72. Крупнейшими акционерами Utair являются «дочка» НПФ «Сургутнефтегаз» «АК-Инвест» (50,1%), Ханты-Мансийский автономный округ (38,8%) и Тюменская область (8,4%). Выручка Utair по МСФО в 2017 году составила 75,8 млрд рублей, чистая прибыль — 2,4 млрд рублей.
Авиакомпания находится в сложном финансовом положении. В начале декабря компания объявила о начале процедуры реструктуризации долгов. Она приостановила выплаты по части долговых обязательств, прекратив платить проценты по взятому в 2015 году семилетнему кредиту на 18,9 млрд рублей. Выплаты компания собирается возобновить только летом 2019 года после того, как «аккумулирует ресурсы». Однако кредиторы Utair, кроме Сбербанка, на который приходится 21% кредита, не согласились на перенос выплат. Против выступили, в частности, банки «Траст», «Россия» и МКБ. Общий долг по синдицированным кредитам Utair — 38,6 млрд рублей. Кроме того, кредит авиакомпании на 17,4 млрд рублей давал Сбербанк (общий долг перед госбанком составляет около 30 млрд рублей).
Основной акционер Utair — НПФ «Сургутнефтегаз» — в 2018 году был акционирован и переименован в НПФ «Пенсионный выбор». Он на 100% принадлежит фонду «Пенсионное сопровождение», единственный владелец которого — Валерий Ефимов, о котором почти ничего не известно. Богатейшая нефтяная компания России, «Сургутнефтегаз», акционером Utair не является — в конце 2018 года, как писали «Ведомости», представители компании на совещании в Минтрансе выступали как кредиторы, а не как акционеры Utair. При этом в 2015 году НПФ «Сургутнефтегаз» поддержал авиакомпанию, выкупив допэмиссию на 11 млрд рублей. «Я знаю, что если бы НПФ «Сургутнефтегаз» не поддерживал Utair, то компания уже давно бы обанкротилась», — говорил РБК в 2015 году глава и миноритарий «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов.