В Мельбурне завершился первый в сезоне турнир Большого шлема — Australian Open, в очередной раз обновив рекорд теннисной посещаемости: за две недели на трибунах побывали 780 000 зрителей. Спортивные результаты не слишком удивили: в мужском финале Новак Джокович разгромил Рафаэля Надаля, а в женском — японка Наоми Осака обыграла Петру Квитову из Чехии, взяв второй титул Большого шлема подряд. После этой победы 21-летняя теннисистка, которая 2018-й начинала с 68-го места в рейтинге WTA, стала первой ракеткой мира.
В 2019-м организаторы Australian Open увеличили призовой фонд до AS60,5 млн, так что гонорары чемпионам тоже подросли — Джокович и Осака получили по АS4,1 млн (по текущему курсу — $2,94 млн). В прошлом году победители заработали по AS4 млн. Инфографика Forbes объясняет, как турниры Большого шлема оплачивают успехи теннисистов.
До середины 1980-х Australian Open был самым отсталым турниром Большого шлема — топ-теннисисты его не жаловали. Но организационные реформы и масштабная реконструкция комплекса «Мельбурн Парк» на A$972 млн, в результате которой три корта получили раздвижные крыши, изменили статус турнира. Теперь его любят и игроки (им, к примеру, компенсируют дорожные расходы), и спонсоры (в 2018-м продлили контракт с Kia на 5 лет и А$85 млн), и болельщики. Растущие доходы позволяют организаторам повышать призовые и продолжать инфраструктурные улучшения: в этом году начнется строительство еще одного корта на 5000 зрителей стоимостью А$271 млн.
Олимпийская заявка Парижа на Игры-2024 поторопила давно обсуждаемую реконструкцию комплекса «Ролан Гаррос», построенного еще в 1927 году. Работы начались в 2016-м, а в 2018-му добрались до главной площадки — корта Филиппа Шатрие. К 2020 году над ним должна появиться подвижная крыша-зонт из 11 стальных панелей на 25 опорах, а на турнир-2021 запланированы первые вечерние матчи при искусственном освещении. Общая стоимость реконструкции оценивается в €350 млн. Но турнир с годовым доходом в €230 млн может себе позволить такие траты.
Уимблдон неохотно меняет привычки: теннисисты по-прежнему обязаны одеваться в белое, а спонсоры — старые или новые — вынуждены мириться с тем, что их перекрашенные в белое или черное логотипы на кортах практически не заметны. Отчасти поэтому больше половины доходов турниру приносит продажа телеправ: £128 млн из £231 млн, по данным за 2017-й. А на билетах Уимблдон зарабатывает в 2,5 раза меньше, чем US Open. Возможно, ситуация изменится после реконструкции корта №1 (£70 млн), которая должна завершиться в 2019-м: над ним появится раздвижная крыша, а вместимость вырастет до 12400 мест.
Длившаяся пять лет реконструкция теннисного центра имени Билли Джин Кинг, где с 1978-го проводится US Open, обошлась Американской ассоциации тенниса в $600 млн. Но в результате общая вместимость трибун увеличилась более чем на 10 000 мест, а два главных корта — Луи Армстронга и Артура Эша — получили раздвижные крыши. Эксперты Forbes оценили доходы турнира-2018 в $350 млн, при этом больше трети этой суммы принесла продажа билетов, еще $70 млн добавили спонсорские контракты, а $120 млн — реализация телеправ.