ОСАГО может обзавестись опцией привязки полиса не к машине, а к гражданину — с таким предложением выступили депутаты ЛДПР, соответствующий документ опубликован в базе законопроектов нижней палаты парламента. В случае, если документ будет принят, это даст возможность управлять чужим транспортным средством с согласия собственника, без необходимости быть вписанным в конкретный полис.
По мнению авторов инициативы, вице-спикера Госдумы Игоря Лебедева, зампреда фракции ЛДПР Ярослава Нилова, депутатов Бориса Пайкина и Владимира Сысоева, нововведения устраняют существующее противоречие — законодательством провозглашена обязательность страхования ответственности гражданина, но на деле страхуется транспортное средство.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что это вызывает ряд проблем: например, страхователь вынужден нести финансовую ответственность за всех, кто вписан в его полис ОСАГО. Если третье лицо попадет в ДТП, стоимость полиса вырастет для страхователя даже в том случае, если сам он ездит безаварийно. Кроме того, если собственник покупает новую машину взамен прежней (или если у него несколько транспортных средств), ему приходится заново оформлять «автогражданку».
Предполагается, что страхователи смогут выбирать тип договора — «традиционный» или персональный ОСАГО. На его стоимость, по мнению депутатов ЛДПР, должны влиять возраст, стаж и наличие ДТП у страхователя. В настоящее время учитываются также мощность автомобиля и место его регистрации.
Предложение депутатов ЛДПР может стать составной частью глобальной реформы ОСАГО, рассмотрение которой запланировано на весеннюю сессию Госдумы. В основе грядущей реформы лежит законопроект Минфина, вносящий изменения в тарифную систему ОСАГО с тем, чтобы сделать ее более индивидуальной. Предполагается введение нескольких видов полисов с разными вариантами лимитов: от 500 000 рублей за вред здоровью и 500 000 рублей за вред имуществу до 1 млн и 2 млн рублей, соответственно. Кроме того, водители получат возможность заключить ОСАГО на срок до 3 лет, в настоящее время документ действует один год.
Привязка полиса ОСАГО к водителю обсуждалась в течение ряда лет — впервые попытка «отвязать» страховку от машины была предпринята в 2012 году, но была отклонена Госдумой. В 2017 году аналогичную инициативу заблокировал Минфин на том основании, что это навредило бы юридическим лицам, владеющим автопарками. В текущем году в поддержку персонального ОСАГО высказалась Федеральная антимонопольная служба.