Конгрессмены США приняли резолюцию против «Северного потока — 2»
Палата представителей конгресса США единогласно приняла резолюцию о противодействии газопроводу «Северный поток — 2». Об этом сообщило в среду, 12 декабря, агентство Bloomberg.
В подготовленном обеими партиями еще в июле 2018 года документе проект определяется как «радикальный шаг назад для европейской энергетической безопасности и интересов Соединенных Штатов». Документ призывает правительства европейских стран отказаться от строительства газопровода, а президента США Дональда Трампа — «использовать все доступные средства для поддержки европейской энергетической безопасности». Кроме того, документ поддерживает введение в отношении «Северного потока — 2» ограничительных мер в соответствии с законом «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (Сountering America’s Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA).
В резолюции напоминается, что Россия поставляет в Европу 40% потребляемого на континенте газа и в 11 европейских странах на российский газ приходится 75% годового потребления. «Северный поток— 2» усилит контроль России над европейским энергетическим рынком», — отмечается в документе.
Агентство отмечает, что резолюция палаты представителей не имеет обязательной силы, однако отражает растущее противодействие «Северному потоку — 2» со стороны конгресса. Закон CAATSA дает США возможность ввести санкции против российских экспортных трубопроводов и участвующих в их строительстве европейских компаний.
Ранее во вторник помощник госсекретаря по энергоресурсам Фрэнсис Фэннон заявил, что такие варианты рассматриваются. «Власти США располагают возможностью ввести санкции против российских экспортных трубопроводов в соответствии со статьей 232 закона «О противодействии противникам Америки посредством санкции», — сказал он на брифинге в Вашингтоне. По словам дипломата, компании, занятые поставками российских энергоносителей по трубопроводам, подвержены санкционным рискам. «Ведение бизнеса с «Северным потоком — 2» не согласуется с общими трансатлантическими ценностями», — заявил Фэннон.
В 2017 году экспорт российского газа в страны Евросоюза вырос на 8,4% и достиг 194,4 млрд куб. м. Доля «Газпрома» на рынке ЕС выросла за год с 33,1% до 34,7%. После ввода в эксплуатацию нового газопровода «Северный поток — 2» напрямую в Германию по дну Балтийского моря в обход транзитных государств, в том числе Украины, Белоруссии и Польши, Россия уже с 2019 года сможет поставлять в Европу 110 млрд куб. м газа ежегодно (с учетом действующего с 2012 года газопровода «Северный поток», также идущего в обход территории Украины).
Предполагается, что стоимость прокачки газа по новому маршруту окажется в 1,6 раза ниже издержек, которые «Газпром» несет при транзите через территорию Украины. В настоящее время объем транзита российского газа через украинскую территорию составляет 94 млрд куб. м.
Против «Северного потока — 2» резко выступают Украина и США. Киев оценивает ущерб от прекращения транзита российского газа в Европу через свою территорию в 3% ВВП или в $3 млрд. Вашингтон опасается, что новый газопровод станет орудием давления Москвы на Киев и обещает не допустить строительство нового газопровода.
В июле 2018 года президент США Дональд Трамп публично раскритиковал Германию, которая является главным партнером России в строительстве газопровода «Северный поток — 2». «Германия платит миллиарды долларов в год России, а мы защищаем эту страну от России. Они строят газопровод, цель которого — платить миллиарды долларов в казну России. Я считаю, что это совершенно неприемлемо», — заявил Трамп.
В октябре 2018 года на рассмотрение сената Конгресса США был представлен «Закон о европейской энергетической безопасности и диверсификации», призванный дать США «новые инструменты в борьбе с пагубным влиянием России» и создать дополнительные экономические возможности внутри страны и за рубежом. Таким инструментом может стать выделение Евросоюзу в ближайшие четыре года $1 млрд для снижения доминирования Москвы в энергетике европейского континента.
Один из авторов законопроекта сенатор-демократ Крис Мерфи объяснил необходимость принятия нового закона тем, что Москва «использует свое доминирование на энергетическом рынки, а также подкуп, коррупцию и пропаганду, чтобы подорвать западные институты и привести к власти податливые правительства, которые не могут или не хотят противостоять России или ее президенту Владимиру Путину».