Независимым АЗС разрешили продавать бензин на 4% дороже «Роснефти»
Владельцы независимых АЗС и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) добились изменения формулировок в соглашении нефтяников с правительством о заморозке цен на топливо, получив право продавать бензин на 4% дороже, чем это делают автозаправки крупнейших компаний. Об этом сообщает РБК со ссылкой на главу Российского топливного союза Евгения Аркушу. Глава союза, объединяющего владельцев независимых АЗС, рассказал, что они получили право повышать цены на топливо не более, чем на 4% относительно розничных цен на заправках крупных компаний, у которых есть собственные нефтяные месторождения и НПЗ. Это подтвердил РБК замглавы ФАС Анатолий Голомолзин.
12 ноября, вице-премьер Дмитрий Козак представил соглашение правительства с нефтяниками о заморозке цен на бензин и дизтопливо на уровне начала июня до конца 2018 года. Тогда же он поручил ФАС и Федеральной налоговой службе проверить владельцев независимых АЗС и «обратить особое внимание» на случаи превышения цен на топливо более чем на 4% относительно уровня, установленного в соглашении.
Аркуша рассказал РБК, что в соглашение правительства с нефтяниками вкралась ошибка — в протоколе по итогам совещания отмечалось, что независимые АЗС могут продавать топливо не более чем на 4% выше мелкооптовых, а не розничных цен — и Российский топливный союз попросил ФАС и Минэнерго ее устранить. 27 ноября Козак провел новое совещание о текущей ситуации на розничном рынке нефтепродуктов с участием представителей независимых сетей АЗС и нефтетрейдеров. Голомолзин сообщил РБК, что по его итогам были подготовлены разъяснения, устраняющие правовые неопределенности в трактовках протокола совещания от 12 ноября.
Голомолзин объяснил внесение изменений тем, что условия работы АЗС крупных компаний отличаются от независимых АЗС и по объемам реализации топлива, и своим более удачным расположением. Замглавы ФАС не ожидает роста цен на АЗС в связи с этой корректировкой. Но по словам главы Независимого топливного союза, объединяющего независимых трейдеров и владельцев, Павла Баженова, поправка топливного соглашения дает независимым АЗС возможность увеличить маржу до 8–9% вместо прежних 4–5%. Таким образом, пояснил он РБК, они могут в среднем по России повысить цены на 3,49 рубля за 1 л бензина АИ-92 и на 3,59 рубля — за 1 л бензина АИ-95.
По мнению Евгения Аркуши, более высокие цены на топливо на независимых АЗС в сравнении с крупными нефтяными компаниями — это вынужденная мера. Она даст небольшим АЗС возможность реже подвергаться рискам штрафов со стороны ФАС.
В середине ноября глава «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что компания вынуждена подстраиваться под цены небольших сетей АЗС, чтобы не попасть под антимонопольное разбирательство ФАС. По его словам, независимые АЗС в регионах контролируются местными монопольными структурами и являются реальными виновниками роста цен на бензин и дизельное топливо.
Сечин рассказал, что в России сложилась конструкция, при которой в ряде регионов сформировались монопольные структуры с устоявшейся схемой поставок, которые заинтересованы в росте цен на топливо. Сечин напомнил, что на долю вертикально интегрированных компаний приходится 70% розничного рынка топлива, а на независимые сети АЗС — не больше 30%. Но эти 30% как раз и влияют на ценообразование, потому что их поддерживает ФАС. Сечин пояснил, что если крупная компания установит более низкие цены, то сразу станет предметом антимонопольного разбирательства, а потому вынуждена подстраиваться и поднимать цены.
На фоне продолжающегося роста цен на топливо премьер-министр Дмитрий Медведев осенью 2018 года поручил вице-премьеру Дмитрию Козаку и главе Минэнерго Александру Новаку договориться с нефтяными компаниями об удержании цен на топливо на уровне майских, в противном случае пригрозив компаниям введением запретительных экспортных пошлин. 31 октября такое соглашение было достигнуто на встрече членов правительства с руководителями 11 крупнейших нефтяных компаний, главами независимых сетей АЗС и представителями Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Стороны договорились сдерживать оптовые цены на топливо до конца марта 2019 года.