К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Глобальные корпорации перейдут к гибким офисам через три года

Фото Joe Amon / The Denver Post via Getty Images
Фото Joe Amon / The Denver Post via Getty Images
Рынок гибких офисных пространств растет стремительными темпами и имеет большой потенциал для развития. Чувство общности среди сотрудников — главная выгода от перехода к данной модели. По мнению экспертов, личная производительность вырастет

Спрос на гибкое рабочее пространство, когда за сотрудником не закрепляется рабочее место, растет, говорится в исследовании консалтинговой компании Knight Frank.

В исследовании приняли участие руководители высшего звена 120 международных компаний, в которых по всему миру в совокупности трудоустроено свыше 3,5 млн человек. Общая площадь офисов данных компаний — примерно 233 млн кв. м, что эквивалентно всем офисным площадям в Центральном Лондоне.

Согласно исследованию Knight Frank, более двух третей глобальных корпораций (69%) планируют внедрить модель гибких рабочих пространств в течение следующих трех лет. По словам экспертов, такие помещения создают более дружественную рабочую среду и предоставляют возможность быстрого расширения или сокращения пространства в соответствии с рыночными условиями.

 

Эту тенденцию подтверждает и исследование компании JLL, которая провела исследование рынка гибких офисов на 20 крупнейших рынках региона. Эксперты отмечают, что российские города пока в него не входят из-за сравнительной неразвитости этого рынка, однако основные тренды в целом все же применимы.

Большинство глобальных корпораций пока еще занимают офисные помещения по традиционной модели аренды. Две трети компаний, опрошенных Knight Frank, сообщили, что коворкинги и гибкие офисы составляют до 5% или менее от общей площади. Менее 7% говорит, что гибкое рабочее пространство превышает пятую часть. По данным аналитика департамента исследований Cushman & Wakefield Евгении Сафоновой, на данный момент доля гибких рабочих пространств от общего предложения офисных помещений в Москве составляет всего около 1%.

 

Тем не менее, рынок действительно растет стремительными темпами и имеет большой потенциал для развития. По словам Сафоновой, в 2019-2020 годах  среднегодовой рост рынка будет составлять 35%.

Данные Cushman & Wakefield по темпам роста гибких офисных пространств сопоставимы с прогнозом JLL: в ближайшие пять лет рост рынка гибких офисов в Европе будет достигать 30%, а совокупное увеличение за период составит свыше 7 млн кв. м. Объем к 2023 году составит около 10 млн кв. м.

Только за 2014-2017 годы рынок гибких офисов на 20 крупнейших европейских рынках увеличился более чем вдвое, до 2,8 млн кв. м. В том числе в 2017 году он вырос на 29%, или 625 000 кв. м — это наибольшее увеличение сектора за его историю, отмечают в JLL.

 

Гибкие офисы как угроза

Согласно исследованию Knight Frank, для 55% опрошенных представителей глобальных корпораций гибкость является основным драйвером изменений. Причем большинство заявило, что чувство общности среди сотрудников является главной выгодой при переходе к данной модели.

Подавляющее большинство респондентов (75%) заявили, что личная производительность, связанная с благополучием и счастьем, будет возрастать по мере перехода к модели, которая в большей степени соответствует современным бизнес-структурам.

«Это исследование подчеркивает, что десятилетие глобальной экономической неопределенности изменило взгляд большинства крупнейших компаний мира на рабочее пространство. Количество гибких офисов быстро росло в течение последних пяти лет, в основном, благодаря стартапам и фрилансу. Однако это всего лишь верхушка айсберга в сравнении с предстоящим спросом со стороны компаний по всему миру, который мы ожидаем в течение следующих трех лет», — считает глобальный руководитель исследований арендаторов в Knight Frank Ли Эллиотт.

Глобальный руководитель службы занятости Knight Frank Уильям Бердмор-Грей считает тренд спроса на гибкость как большой угрозой, так и возможностью для владельцев офисных помещений.

«Недавний бум на такие офисы свидетельствует о структурных изменениях в коммерческой недвижимости, в соответствии с которыми компаниям требуется гибкое, коррелирующее с реальностью ведение бизнеса в эпоху стагнации», — считает эксперт.

 

В JLL считают, что с распространением практики использования гибких офисов связано потенциальное размывание бренда компании-пользователя, затраты на стоимость внедрения подобной модели, а также проблемы безопасности и соблюдения конфиденциальности. Отказавшись от гибких пространств, компания рискует прослыть неактуальной, а удержать и привлечь персонал будет сложнее.

В этой связи жесткая конкурентная среда требует вовлечения всех ресурсов компании для выживания, а также реализации товаров и услуг более высокого уровня, чем у конкурентов, считает директор департамента офисной недвижимости Knight Frank Константин Лосюков.

Эти тенденции, по его словам, формируют идеальные условия для перехода от традиционного офиса к «гибкому», гораздо более приспособленному к совместной работе.  По тем же причинам в последнее время рынок офисов Москвы переживает бум развития сети коворкинговых центров как в сегменте зданий класса А, так и класса Б. Очевидно, что за этими форматами будущее офисного пространства, считает Лосюков.

Консультанты и брокеры рынка недвижимости уже начали перестраиваться под эти тенденции. Практически в каждой компании организованы специальные отделы, которые занимаются исследованием рынка гибких офисных пространств. На фоне быстрого роста локальных операторов, выхода на рынок таких международных игроков, как WeWork и RENT24, и растущего спроса на гибкие офисы со стороны корпораций, консультанты и брокеры ожидают повышения интереса собственников зданий к запуску собственных коворкинговых площадок и партнерских проектов.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+