Рассылка компанией Boeing инструкции для пилотов на случай возникновения технических неисправностей после крушения Boeing 737 Max в Индонезии — нетипичная и странная практика. Об этом Forbes рассказали авиационные эксперты.
«Это действительно редкий случай: крушения самолетов из-за технической неисправности в послевоенной истории авиации случаются нечасто. 85% всех катастроф происходят из-за неправильных действий экипажа или наземных служб, — рассказал генеральный директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак. — Ситуация с рассылкой Boeing инструкции на случай повторения чрезвычайной ситуации на борту нестандартная. Но, в общем, понятная: если авария произошла из-за датчика угла атаки, необходимо выяснить, является ли это конструкторским, производственным или эксплуатационным дефектом датчика. А разбирательство потребует времени».
Военно-воздушные силы зачастую запрещают полеты на скомпрометированном типе машин до окончания расследования и устранения неполадок, но в гражданской авиации к этому методу прибегают редко, продолжил эксперт: «Требования по безопасности к гражданским лайнерам — маниакальные. Жизненно важные системы многократно резервированы. Поэтому останавливать парк воздушных судов нет смысла. В гражданской авиации все не так как у военных: и срок службы лайнеров, и налет, и эксплуатационная прочность — все значительно выше».
Ряд компаний-эксплуатантов самолета еще не получили инструкцию от Boeing, передает Reuters. Среди них — SilkAir, Garuda Indonesia и CanadaJet. Единственная российская авиакомпания, в чьем парке есть Boeing 737 Max, так же не получила предупреждения, сообщает ТАСС.
По мнению авиационного эксперта Владимира Карнозова, компания Boeing поступает нетипично: «Это ненормально. Стандартный протокол в таких ситуациях предписывает выпуск бюллетеня на доработку самолета и внесение изменений в Руководство по летной эксплуатации или Aircraft Flight Manual, Flight crew operation manual. Boeing поступает странно. Рассылка инструкции для летчиков — это какая-то новая практика в гражданской авиации».
Выявленная техническая неисправность может служить поводом для приостановки полетов машин данного типа, продолжил Карнозов. «В 2016 году Росавиация так поступила по отношению к нескольким Sukhoi Superjet 100 — из-за обнаруженного дефекта стабилизатора. Конечно, воздушных властей много, и Индонезия не может запретить полеты Boeing 737 Max по всему миру. Почему так не поступает Федеральное управление гражданской авиации США — наверное, с их колокольни такой шаг видится нерациональным», — рассуждает он.
Boeing 737 Max авиакомпании Lion Air потерпел крушение 29 октября. Самолет выполнял рейс из Джакарты в город Панкалпинанг. Спустя 13 минут после взлета машина рухнула в Яванское море, все 189 человек, находившихся на борту, погибли. Индонезийский комитет по обеспечению безопасности на транспорте заявил, что скорость лайнера при столкновении с водой превышала 1000 км/ч; от удара самолет распался на части.
Согласно данным, полученным с бортового самописца, причиной трагедии стал неисправный датчик угла атаки. Он ошибочно сигнализировал о том, что крыло вышло за критический угол, после которого происходит срыв воздушного потока и сваливание самолета. Чтобы парировать угрозу, компьютер автоматически направлял нос самолета вниз. Нештатная ситуация фиксировалась 4 последних рейса. Во время последнего полета Boeing 737 Max неожиданно для пилотов резко спикировал к воде.
Модель 737 Max относится к новейшему семейству узкофюзеляжных самолетов Boeing, говорится на сайте компании. Самолеты оборудованы двигателями LEAP-1B, обеспечивающими экономичный расход топлива. Business Insider сообщает, что портфеле заказов Boeing около 5000 твердых заявок на самолет от 98 компаний. Порядка 200 машин уже переданы заказчикам.