К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Возвращение короля: заработает ли Тайгер Вудс второй миллиард долларов?

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Американский гольфист впервые за 11 лет выиграл большой турнир, вернувшись на топ-уровень после многочисленных скандалов и проблем со здоровьем

14 апреля 2019 года Тайгер Вудс одержал победу на US Masters — одном из четырех главных турниров мирового гольфа. Это его 15-й «мэйджор» в карьере, но предыдущий случился в далеком 2008-м. С тех пор в жизни Вудса произошло столько неприятностей, начиная с семейных проблем и заканчивая серьезными травмами, что его возвращение на топ-уровень многим казалось невозможным. Однако Тайгер сделал это, став чемпионом US Masters в 43 года, — и по соцсетям прокатилась волна восхищения.

«Поздравления Тайгеру Вудсу, действительно Великому Чемпиону», — написал вечером 14 апреля в твиттере президент США Дональд Трамп. Экс-президенту Бараку Обаме потребовалось чуть больше слов, чтобы выразить свой восторг: «Поздравляю, Тайгер! Вернуться и выиграть «Мастерс» после всех взлетов и падений — это свидетельство превосходства, мужества и решимости». Теннисная богиня Серена Уильямс и вовсе расчувствовалась: «Я буквально в слезах смотрю на Тайгера Вудса. Он Велик, как никто другой. Зная все, через что ты прошел физически, чтобы вернуться, и сделать то, что ты сделал сегодня? Вау! Поздравляю миллион раз! Это так вдохновляет, спасибо, приятель».

 

Новый титул приблизил Вудса к нескольким рекордам. В его резюме теперь 81 победа в турнирах PGA Tour — на одну больше только у американского гольфиста Сэма Снида, завершившего долгую карьеру в 1987-м. И лишь одного титула не хватает Тайгеру до рекорда Джека Никлауса, который выигрывал «Мастерс» 6 раз.

Зато в финансовых аспектах Вудс — абсолютный чемпион, и догнать его кажется нереальным. Только призовыми Тайгер уже заработал $118 млн, у Фила Микельсона — следующего по списку — общая сумма почти на треть меньше. Но больше 90% доходов Вудс получил за пределами поля для гольфа.

 

Еще в 1996-м, когда Тайгер начинал профессиональную карьеру, Nike заключил с перспективным спортсменом 5-летний контракт на $40 млн — и не ошибся. К лету 1997-го Вудс стал номером один мирового гольфа и оставался лидером почти целое десятилетие: он возглавлял рейтинг с августа 1999-го до сентября 2004-го (264 недели подряд) и с июня 2005-го по октябрь 2010-го (281 неделя — и это рекорд). Стабильное превосходство в респектабельном виде спорта, конечно, сделало Вудса звездой. И в нулевых любой бренд мечтал видеть Тайгера героем своей рекламной кампании. В списке его маркетинговых партнеров отметились PepsiCo (Gatorade), Electronic Arts, Procter & Gamble (Gillette), General Motors (Buick), Accenture, American Express, Tag Heuer и другие компании. И если внезапно рекламное место на экипировке Вудса становилось вакантным, его сразу же занимал новый бренд. К примеру, в 2008-м General Motors из-за финансовых проблем досрочно расторг контакт с гольфистом на $8 млн в год — и вместо Buick логотип на сумке Тайгера получил телекоммуникационный гигант AT&T.

В 2002-м Вудс возглавил рейтинг самых высокооплачиваемых спортсменов мира Forbes ($69 млн) и не отдавал лидерство 10 лет подряд. В пиковые годы карьеры Тайгер зарабатывал больше $100 млн в год (максимум — $115 млн в 2008-м), из них лишь $6-20 млн, включая призовые и бонусы, — на поле. Остальное приносила реклама (только Nike, запустивший линию гольф-экипировки, платил $30 млн в год), разработка гольф-полей (за один проект Тайгер мог получить около $10 млн) и гонорары (приезд Вудса на турнир за пределами США стоил организаторам минимум $3 млн).

Уже к концу 2009 года Тайгер, по подсчетам Forbes, суммарно заработал $1 млрд, став первым спортсменом-миллиардером. В 2019-м общий доход гольфиста за карьеру оценивается в $1,5 млрд ($1,8 млрд с учетом инфляции), а состояние — в $800 млн. Цифры могли быть еще значительнее, но последние 10 лет сильно потрепали Тайгера.

 

Началось все с семейного скандала в 2009-м. Супруга Вудса Элин Нордгрен узнала о неверности мужа, случилась ссора, результатом которой стало странное ДТП — автомобиль Тайгера протаранил соседский забор и снес пожарный гидрант рядом с домом. Став достоянием общественности, эта история запустила марафон признаний женщин со всего мира, которые рассказывали журналистам подробности интимных отношений с Вудсом. Число объявившихся любовниц Тайгера перевалило за сотню. Отрицать очевидное спортсмен не стал. «Я человек, я не идеален. Я не был верным мужем. У меня были романы, и я обманывал жену», — объявил Тайгер родным и близким в конце 2009-го и приостановил карьеру, чтобы наладить отношения в семье. Однако спустя 9 месяцев брак закончился разводом. Элен отсудила $100 млн и право на воспитание детей (у пары сын и дочь), а Тайгеру пришлось пройти лечение — от сексоголизма и лекарственной зависимости. К тому моменту Вудс уже несколько раз травмировал левое колено (приходилось делать операции), принимал обезболивающее и снотворное.

В 2010-м впервые дали о себе знать проблемы с позвоночником, позже Тайгер не раз снимался с турниров из-за сильных болей в шее и пояснице. «Я едва мог ходить, — вспоминает спортсмен. — Я не мог сидеть, не мог нормально лечь. Я реально почти ничего не мог делать». С 2014-го Вудс перенес четыре операции на спине. Последнюю сделали в апреле 2017-го. Тайгер был настроен оптимистично — «это мой шанс на нормальную жизнь», обещал вернуться в тур, но спустя месяц был задержан полицейскими: Вудс заснул за рулем автомобиля, а в его крови обнаружили коктейль из снотворных и обезболивающих препаратов. Тайгеру снова пришлось лечиться.

Эти грустные приключения — скандалы и пропуск соревнований — не могли не повлиять на маркетинговую привлекательность Вудса. Многие спонсоры (Gillette, Tag Heuer, AT&T, Accenture, Gatorade) отказались от сотрудничества со спортсменом. В 2013-м компания Electronic Arts, с 1999 года выпускавшая суперпопулярную серию игр Tiger Woods PGA Tour и заработавшая на ней $771 млн, объявила о прекращении отношений с Вудсом.

И все же некоторые партнеры не бросили Тайгера в сложной ситуации. Так, в 2010-м президент бренда Nike Чарли Денсон заявил, что компания продолжит поддерживать спортсмена, пока он старается наладить свою личную жизнь. Хотя после мирового экономического кризиса именно гольф-сектор Nike, созданный с нуля под Вудса и набравший к 2009-му оборот продаж в $800 млн, пострадал больше всего. Однако руководство компании проявило чуткость и/или дальновидность и не стало разрывать контракт с потускневшей звездой. «Чем внимательнее Тайгер отнесется к своим проблемам, чем лучше их решит, тем сильнее он будет, когда вернется», — объявил журналистам Денсон. Да, предсказание сбылось не сразу, зато годы ожидания усилили эффект от чудесного преображения: игрока из второй тысячи рейтинга (№1199 в декабре 2017-го) в чемпиона.

nikegolf·Instagram

Серьезность намерений Вудса вернуть себе статус топ-игрока стала понятна еще в 2018-м. Он достойно провел несколько турниров, в августе занял второе место на одном из «мейджоров» — PGA Championship, а в сентябре выиграл турнир поскромнее — TOUR Championship в Атланте. К этому моменту в обновленном партнерском портфолио Вудса почти не осталось свободных мест. Nike сохранил преференции экипировщика Вудса, хотя компания еще в 2016-м закрыла линию профессионального гольф-оборудования (клюшки, мячи и т. д). Агент Вудса Марк Штайнберг оперативно нашел бренды на замену. В декабре 2016-го был подписан многолетний контракт с Brigestone (мячи), в январе 2017-го — с TaylorMade (клюшки). На сумке разместился логотип энергетического напитка Monster Energy: прежний спонсор MusclePharm (пищевые добавки) сократил расходы на маркетинг и досрочно расторг соглашение с Вудсом на $7 млн в год, заплатив дополнительно $2,5 млн. В числе нынешних спонсоров Тайгера также Hero MotoCorp (индийский производитель мотоциклов и скутеров), Kowa (японская торговая компания), Full Swing (гольф-симулятор) и Upper Deck (коллекционные карточки). Осенью 2018-го Вудс подписал многолетнее соглашение с новым стриминговым сервисом Discovery — GolfTV.

 

В спортивном рейтинге Forbes 2018 года Вудс занял 16-е место, заработав за год (с июня по июнь) $43,3 млн. Из них лишь $1,3 млн — призовыми за игру в гольф. Титул чемпиона US Masters 2019 положил на его счет $2,07 млн. В 10 с лишним раз больше — $22,45 млн — по подсчетам Apex Marketing, принесла эта победа Nike. Так маркетологи оценили объем присутствия логотипа бренда (на одежде и обуви Вудса) в трансляции финального раунда турнира на CBS. У других брендов цифры скромнее: $958 333 — Monster Energy, $134 167 — Bridgestone. И это не считая прибыли от естественного после столь яркой победы всплеска спроса на именные товары Тайгера.

Если позволит здоровье, Вудс вполне может играть и выигрывать еще не один год: Джек Никлаус, к примеру, стал чемпионом US Masters в 46. А это значит, что Тайгер будет по-прежнему интересен компаниям. И его вдохновляющий камбэк поднял ставки. Кажется, у Вудса есть все шансы стать первым действующим спортсменом, заработавшим $2 млрд. А потом его ждет роскошная яхта Privacy стоимостью $20 млн, шикарная пенсия от PGA Tour (больше $20 млн) и 5 га острова Джупитер во Флориде (оценивается в $50 млн).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+