Разговоры о смене торгового вектора на восток не случайны: у нашего соседа дефицит собственной нефти (импорт 9 млн барр./сутки), древесины (более 25 млн куб. м в год) и многих других ресурсов, которыми богата Россия. Поэтому для успешного ведения бизнеса именно КНР стоит рассматривать как наиболее выгодного торгово-экономического партнера, с которым многие отечественные компании уже сотрудничают.
Китайцы любят качественный импорт
Россияне прекрасно знают китайскую продукцию: многие наши соотечественники имеют бытовую технику из Китая, на любом рынке можно встретить одежду и обувь, изготовленную на юго-востоке Азии. Импорт России из КНР в 2017 году превысил $48 млрд. Однако не все знают, что Китай является вторым государством в мире по объему экспорта из России. 75% поставок приходится на нефть и продукты переработки. Большую часть оставшейся четверти (а это по итогам 2017 года более $9 млрд) занимает экспорт древесины, станков и продуктов питания.
Потихоньку увеличивается доля товаров народного потребления, в частности изделий из сферы красоты и здоровья (рост 4-5% ежегодно). Во многом так происходит потому, что жители китайских мегаполисов — Пекина, Шанхая, Гуаньчжоу, Шэньчженя — познали качество импортных вещей и не слишком доверяют местным производителям. Именно в крупных городах наблюдается самый высокий уровень проникновения западной культуры, что находит отражение в структуре потребительского спроса. Дальновидные предприниматели спешат этим воспользоваться.
Что выгодно экспортировать
Если не брать в расчет сырую нефть, продукты крекинга и переработки, то самый большой спрос в КНР на древесину и еду. Благодаря близости сибирской тайги затраты на транспортировку не выглядят большими, вследствие чего стоимость изделий даже после накрутки продавца остается ниже аналогов местного производства. Особым спросом пользуются крупы, растительное масло, шоколад, алкоголь, мед, куриные лапки, которые у нас почти не используются, а в Китае являются деликатесом и стоят свыше $35 за килограмм.
Раньше продукты питания наш восточный сосед закупал в США, однако после ограничения торговых отношений переключился на географических партнеров: Индию, Малайзию, Вьетнам. Но азиатское качество не всегда соответствует запросам местного населения. В России жёстче требования к качеству продуктов питания, тот же мёд считается чуть ли не эталоном, благодаря чему его охотно закупают и реализуют независимо от стоимости. Еще 10 лет назад мощности нашей страны не позволяли экспортировать необходимое количество продукции. Однако режим санкций и развитие экономики создали все предпосылки для этого. В 2008 году Россия импортировала продуктов питания на $35 млрд, в 2017-м — на $28 млрд. Обеспеченность России в 2017 году собственным зерном — 99%, сахаром — 95%, картофелем — 97%, молочными продуктами — 85%, мясом — 90%.
Также на руку России сыграла курсовая разница — с 2013 по 2018 год юань вырос почти в два раза по отношению к российской валюте.
Две схемы поставок
КНР как страна, стремящаяся к мировому лидерству, очень нуждается в качественном сырье, отменных товарах народного потребления, которые помогут населению почувствовать себя частью мирового сообщества. Несмотря на долгие годы закрытого существования, сегодня китайцы все чаще ориентируются на Запад и стремятся к интеграции в геополитические и экономические процессы. При этом Россия также ассоциируется с развитой державой: наши изделия обладают весьма высоким качеством на фоне продукции среднего уровня из азиатского региона.
Существуют две самые распространенные схемы поставок в Китай. Наиболее выгодный, хотя и сложный — прямое сотрудничество с покупателями. Для этого нужно преодолеть языковый и культурный барьер, изучить местное законодательство, следить за сроками хранения, к чему у китайцев повышенное внимание. Второй путь — нанять дистрибьютора и вести торговлю через его налаженные сети. Однако придется делиться прибылью, да и большинство дилеров предпочитают иметь дело с эксклюзивными товарами, пользующимися стабильным спросом.
Неохваченная ниша
Одним из самых перспективных направлений экспорта представляется сотрудничество в области поставок товаров для красоты и здоровья (Россия в 2017 году импортировала в Китай товаров этой категории всего на $3,5 млн). Процесс урбанизации, миграции населения в крупные города продолжается, китайские женщины и мужчины все больше нуждаются в качественной и недорогой парфюмерии и косметике (в 2017 году объем импорта косметики в Китай — более $1,3 млрд, рост с 2015 по 2017 год — 35%). Этим условиям в полной мере отвечают изделия российских производителей, многие из которых пользуются спросом в развитых государствах Старого и Нового Света.
Важное достоинство отечественной косметики — натуральные компоненты. Наличие токсичных веществ и вредных добавок сведено к минимуму, что вкупе с адекватной стоимостью по достоинству оценили потребители ближнего и дальнего зарубежья. Одним из первопроходцев на восточном рынке стала питерская торговая марка «Невская косметика».
Но кроме парфюмерии, косметики, БАДов, эффективна работа с любой продукцией, обладающей высокой добавленной стоимостью, которая присутствует на китайском рынке в малой доле. Например, в 2017 году по сравнению с 2016 годом объем импорта обуви вырос на колоссальные 574% и составил $225 000. При этом доля рынка обуви Китая составила всего 0,01%.
Импорт изделий из кожи в 2017 году вырос на 37% до $401 млн, а доля рынка КНР всего 1,3%. Натуральный и искусственный мех, ввезенный из России в Китай, занимает всего 0,8% рынка, но оценивается в $139 млн (рост 74%). Российские красители, пигменты, лаки, краски также занимают на рынке Китая меньше процента, но оцениваются в $111 млн. Рост за 2017 год составил 35%.
Аналогичные показатели у фармацевтики, мебели, спортивного инвентаря и игрушек, музыкальных инструментов, жемчуга, стекла, керамики — словом, у России есть то, что можно с успехом продвинуть на китайском рынке. Например, компании «Красный Октябрь», «Чистая линия», «Акконд», «КДВ» экспортируют в Китай шоколад. «Сплат Глобал», «Невская косметика», «Первое решение», «Натура сиберика» экспортируют косметику, «Орими трейд» — кофе, «Глория джинс» — одежду, «Невская палитра» — канцелярские товары и краски.
За счет того, что в торговых операциях все больше и больше фигурируют юань, рубль и евро, международные рынки начинают всё дальше уходить от американского влияния. В июле стало известно, что Россия примерно в 8 раз сократила свои вложения в гособлигации США и стремится свести их к нулю. Пекин является главным кредитором США, но стал двигаться в том же направлении, что и Москва. Аналогичные настроения у Токио, Дублина и других крупных игроков финансового рынка.
Конечно, мировая экономика не даст захватить себя Китаю, но в ближайшее десятилетие гарантированно сбудутся предсказания о многополярности мира, переделе рынков Азии и Африки, а также о том, что КНР вложится и в российскую экономику, чтобы поддержать свою. Для нашего государства это отличный шанс сыграть на опережение и, воспользовавшись ситуацией, дать мощный импульс для развития собственного производства.