Китайский дублер. «Роснефть» нашла, кому поставлять нефть вместо CEFC
Контракт на поставку в Китай ежегодно 10 млн т нефти, заключенный более года назад «Роснефтью» и частной китайской компанией CEFC, может достаться госкомпании CITIC Resources («дочка» китайского госфонда CITIC). Об этом сообщила во вторник, 30 октября, газета «Ведомости» со ссылкой на информированные источники, близкие к переговорам. В результате на CITIC придется 20% нефти, поставляемой «Роснефтью» в Китай.
Пятилетний контракт «Роснефти» с CEFC был подписан в сентябре 2017 года. Он предусматривает механизм автоматической пролонгации еще на пять лет с суммарной поставкой 50 млн т нефти. Каким будет механизм передачи обязательств по контракту, пока не известно. Один из собеседников издания рассказал, что CITIC изучает возможность перезаключения контракта с «Роснефтью» без участия CEFC. Другой источник газеты уточнил, что этот план уже устарел и сейчас рассматривается возможность передачи обязательств по контракту компании CEFC Singapore, которая «в конечном счете все равно будет принадлежать CITIC».
О том, что китайский государственный инвестиционный конгломерат CITIC ведет переговоры о покупке доли в CEFC, стало известно в марте 2018 года. Переговоры осложнялись тем, что СITIC, активно ведущая бизнес за пределами Китая, опасалась санкционных рисков, вызванных планами CEFC приобрести 14,16% акций «Роснефти» у суверенного фонда Катара и трейдера Glencore, сообщила тогда Financial Times со ссылкой на источники.
Несостоявшийся акционер
Тогда же, осенью прошлого года, стало известно, что китайская CEFC покупает пакет в 14,16% «Роснефти» у консорциума в составе катарского инвестфонда QIA и швейцарского нефтетрейдера Glencore. Сделка стала бы продолжением истории о приватизации 19,5% акций «Роснефти». 7 декабря 2016 года главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин объявил о продаже 19,5% акций госкомпании консорциуму QHG Oil Ventures, в который вошли катарский фонд QIA и швейцарский трейдер Glencore. В результате сделки государственный бюджет России получил 710,8 млрд рублей ($11,1 млрд, или €10,5 млрд). После завершения сделки акционерами «Роснефти» являлись: «Роснефтегаз» (принадлежит государству) — 50% плюс три акции, британская BP — 19,75%, Glencore и QIA владели по 9,75% акций «Роснефти».
В сентябре 2017 года Сечин объявил, что CEFC покупает 14,16% «Роснефти» у консорциума QIA и Glencore. Он пояснил, что в декабре 2016 года при продаже 19,5% акций «Роснефти» лишь около 5,3% из них были приобретены консорциумом на собственные средства, а 14,2%-й пакет приобрели на кредитные ресурсы, предоставленные европейскими банками. Но из-за волатильности на финансовых рынках и серьезной девальвации доллара по отношению к евро расходы на обслуживание этого кредита стали достаточно серьезными. В этой связи консорциум QIA и Glencore решил найти дополнительного партнера, чтобы обеспечить прямое владение этими акциями без кредитной нагрузки.
Сечин год назад отмечал, что партнерство с CEFC будет иметь для «Роснефти» стратегическое значение. Китайская компания также должна была принимать участие как миноритарный акционер в добычных проектах «Роснефти» в Восточной Сибири и нефтехимических проектах.
CEFC обещала заплатить за акции «Роснефти» $9,1 млрд. Но в конце 2017 года у CEFC появились финансовые проблемы, и компания просрочила первый транш платежа за акции «Роснефти». Кроме того, 1 марта 2018 года стало известно, что сооснователь и президент CEFC 40-летний Е Цзяньмин задержан китайскими властями. В мае 2018 года сделка о покупке 14,16% акций «Роснефти» у Glencore и QIA была расторгнута.
В сентябре 2018 года нефтетрейдер Glencore объявил о продаже пакета в 14,16% «Роснефти» суверенному фонду Катара (Qatar Investment Authority, QIA). «Транзакция завершена», — сообщила 7 сентября швейцарская компания. После закрытия сделки пакет QIA составил 18,93% акций российской компании. Фонд стал третьим крупнейшим акционером «Роснефти» после государственного «Роснефтегаза» (более 50%) и британской BP (19,75%). Доля Glencore в «Роснефти» сократилась до 0,57%.
Китай и российская нефть
В июне 2013 года «Роснефть» и CNPC подписали долгосрочный, на 25 лет (до 2038 года), контракт о поставках 365 млн т нефти в Китай с предоплатой на сумму $270 млрд. С 2005 по 2016 год «Роснефть» поставила в Китай по долгосрочным контрактам более 186 млн т нефти на сумму, превышающую $95 млрд.
Всего в 2017 году Китай ввез из-за границы 422,1 млн т нефти. На долю России пришлось 15% импортируемой нефти — 61,9 млн т, сообщили «Ведомости» со ссылкой на данные BP Statistical Review. Две трети из них — 40 млн т — были поставлены «Роснефтью».