Россия не развяжет войну против США в ответ на введение все новых и новых санкций. Об этом заявил российский премьер-министр Дмитрий Медведев в интервью телеканалу Euronews, вышедшему в эфир в четверг, 18 октября. В ходе интервью телеведущая напомнила о прозвучавшем ранее заявлении Медведева о том, что если США введут санкции против российских банков, то это будет объявлением экономической войны. И Россия отреагирует на это экономически, политически или другими средствами. И спросила, возможен ли со стороны России военный ответ на санкции США.
«В современном мире об этом не может быть и речи», — заявил в ответ глава российского правительства. Он пояснил, что Россия — ответственное государство и постоянный член Совета безопасности ООН. И напомнил, что вопросы объявления войны находятся в компетенции президента России. По мнению российского премьер-министра, в современном мире существуют различные формы ответа на санкционное давление, в том числе и асимметричные. «Вовсе не обязательно, что речь идет о военных мерах», — заявил он.
Медведев не уточнил, каким именно может быть ответ России на санкции США, отметив при этом, что не всегда есть необходимость реагировать на экономические угрозы или экономический шантаж адекватными экономическими средствами.
Медведев признал, что американские компании не сильно страдают от санкций, который Вашингтон вводит в отношении России, ведь степень взаимововлеченности российской и американской экономики очень незначительная. По его данным, товарооборот между США и Россией сегодня равен $20 млрд и «это ничто». А на Евросоюз приходится 45% торгового оборота России, и речь идет о сотнях миллиардов евро. После объявления санкций товарооборот между ЕС и Россией снизился с €430 млрд до €220-230 млрд. То есть Европа от этих ограничений серьезно пострадала.
Медведев повторил, что «санкции в отношении банковского сектора — это действительно объявление торговой войны, это наиболее тяжелые санкции». Но заверил, что Россия преодолеет подобного рода давление. «У нас нет никаких сомнений, что наша экономика способна адаптироваться к любым формам давления», — подчеркнул он. И напомнил, что в отношении Советского Союза санкции на протяжении XX века объявлялись десять раз, но это никак не поменяло линию поведения СССР. «Санкции — это плохой подход. Но мы не инициировали их, и мы не те, кто может положить им конец», — сказал премьер-министр.
Санкции и угрозы
США начали последовательно вводить санкции против России с 2014 года. Тогда ограничительные меры и секторальные санкции вводились в связи с воссоединением Крыма с Россией и кризисом на Украине. В декабре 2016 года уходящий с поста президент США Барак Обама ввел новые антироссийские санкции, заподозрив Россию во вмешательстве в президентские выборы в США.
29 января 2018 года в США вступил в силу закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), который подписал президент США Дональд Трамп 2 августа 2017 года. Первыми фигурантами санкционного списка в рамках этого закона стали 33 российские компании и шесть ведомств, в том числе концерны «Калашников», «Ижмаш», «Туполев», «Алмаз-Антей», «Рособоронэкспорт», «Ростех», «МиГ», «Сухой», «Адмиралтейские верфи», «Ижевский механический завод», «Оборонпром», «Уралвагонзвавод», «Вертолеты России» и «Созвездие», а также ФСБ, СВР и ГРУ.
6 апреля Минфин США ввел санкции против семи российских миллиардеров из списка Forbes и 15 связанных с ними и с экспортом вооружений компаний, среди которых En+ Group, группа ГАЗ, «Базовый элемент», «Русские машины», «Русал» и «Ренова», 17 высокопоставленных чиновников и руководителей крупнейших российских госкомпаний (в том числе глава «Газпрома» Алексей Миллер и глава ВТБ Андрей Костин).
Вашингтон объяснил новые санкции участием Кремля в «злостных действиях по всему миру», в том числе в оккупации Крыма, в насилии на востоке Украины, в поддержке режима Башара Асада в Сирии и попытках подорвать западные демократии при помощи злонамеренной киберактивности.
3 августа шесть американских сенаторов, представляющих обе основные партии страны, внесли на рассмотрение Конгресса США законопроект, грозящий России существенными новыми санкциями. Речь идет о так называемом «Акте по защите американской безопасности от агрессии Кремля от 2018 года» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2018). Документ предполагает в том числе запрет операций в США и заморозку активов семи российских банков, в том числе Сбербанка, ВТБ, ВЭБ и Промсвязьбанка. Эта мера лишит российские банки возможности проводить стандартные долларовые расчеты через корреспондентские счета в банках США. Законопроект также предусматривает запрет американским резидентам покупать новые российские долговые бумаги.
Несколько дней спустя США объявили о введении новых антироссийских санкциях, обвинив Москву в использовании химического оружия при отравлении бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии в британском Солсбери в марте 2018 года. По мнению США, «правительство Российской Федерации использовало химическое или биологическое оружие в нарушение международного права или использовало смертоносное химическое или биологическое оружие против своих собственных граждан».
На этом фоне Медведев заявил, что ужесточение экономических санкций США против России Москва расценит как начало экономической войны. Российский премьер-министр подчеркнул, что если последуют ограничительные меры типа запрета деятельности банков или использования той или иной валюты, то это можно будет назвать совершенно прямо. «Это объявление экономической войны», — заявил глава правительства России (цитата по «Интерфаксу»).
Медведев подчеркнул, что Москве будет необходимо реагировать на эту войну экономическими и политическими методами. «А в случае необходимости и иными методами. И наши американские друзья это должны понимать», — сказал он.