Киев требует от Москвы вернуть Украине 30 000 железнодорожных вагонов, которые оказались на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик. Об этом заявила первый зампред Верховной рады Украины Ирина Геращенко в среду, 3 октября.
В своем выступлении на заседании украинского парламента она напомнила депутатам Рады «ужасный факт»: «Российская агрессия привела к краже у «Укрзализныци» более 30 000 вагонов, которые остались на оккупированной территории» (цитата по агентству УНИАН).
Геращенко, представляющая Украину в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы, отметила, что тема этой «кражи» является одной из ключевых, в том числе и во время заседания экономической группы в Минске. «Мы требуем от Российской Федерации и полностью контролируемых ею боевиков отдать Украине эти вагоны. И, в частности, 85 новеньких вагонов, закупленных до 2014 году за кредит Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), который Украина еще должна оплачивать», — сказала Геращенко.
В отношении этих 85 вагонов она призвала принять особо срочные меры, так как на сайтах в России, в ДНР и ЛНР, по ее словам, уже появились анонсы с предложениями: «Покупайте краденые в Украине вагоны».
Геращенко пообещала обратиться в компетентные правоохранительные органы Украины с просьбой возбудить уголовные дела за эти «кражи».
Весь парк грузовых вагонов «Укрзализныця» на середину лета 2018 года составлял 65 500 единиц (износ этого парка по состоянию на 2017 год превышал 90%). Если верить Геращенко, почти половина этого парка оказалась «пропавшей» в ДНР и ЛНР.
Гендиректор исследовательского агентства Infranews Алексей Безбородов удивлен подобными заявлениями вице-спикера Рады. «Все вагоны в пространстве 1520 (территория от Финляндии до Монголии, на которой используется железнодорожная колея шириной 1520 мм) учтены. И каждая компания прекрасно знает, где находится ее подвижной состав», — пояснил он Forbes.
Публичное акционерное общество «Украинская железная дорога» («Укрзализныця») является монополистом в сфере железнодорожных перевозок на Украине. В 2017 году компания впервые с 2014 года стала прибыльной — чистая прибыль по итогам года составила 114,55 млн гривен, следует из данных на сайте компании.
От общего количества грузовых вагонов, в операционный парк вагонов наиболее востребованного типа — открытые грузовые вагоны — входят, по словам и. о. председателя правления госкомпании Евгения Кравцова, 24 000 единиц. В 2018-2019 году этот парк полувагонов планируется увеличить на 6500 единиц. Из необходимых для этого $260 млн большая часть будет профинансирована за счет кредита ЕБРР ($150 млн), остальное собственными ресурсами компании.