Правительство России планирует реанимировать проект по ограничению количества электроэнергии, которую граждане могут оплачивать по дешевым тарифам. На совещании 19 сентября вице-премьер Дмитрий Козак одобрил предложенную Минэнерго и Минэкономики схему и поручил им вместе с Федеральной антимонопольной службой к середине января 2019 года подготовить необходимые нормативные документы. Об этом сообщила во вторник, 2 октября, газета «Коммерсантъ» со ссылкой на протокол мероприятия.
Введение лимита на месячное энергопотребление, которое оплачивается, как сейчас, по заниженному тарифу, с повышением тарифа на сверхнормативные киловатт-часы обсуждалось еще в 2013 году. Тогда в семи пилотных регионах начала действовать социальная норма в 50–190 киловатт-час в месяц на человека по дешевым тарифам. С июля 2014 года ее собирались запустить по всей стране. Но в январе 2014 года реформу из-за неочевидных результатов отложили на два года, так и не вспомнив о ней в 2016 году.
К идее введения социальной нормы вернулись летом 2018 года. Минэнерго оценило объем перекрестного субсидирования (повышение цен для одних групп потребителей, чтобы снизить тарифы другим) в 2017 году в 368 млрд рублей, а его рост к 2022 году в 417 млрд рублей. Для сокращения объема перекрестного субсидирования до запланированных на 2022 год 89 млрд рублей требовалось повышать тарифы для населения на 13,9% в год. В правительстве признали это невозможным.
Одобренная Козаком схема внешне выглядит более мягкой, чем вариант 2013 года. Социальная норма будет устанавливаться на уровне 300 киловатт-час в месяц, но не на человека, а на «точку потребления». И будет оплачиваться по базовому тарифу. При потреблении свыше 300 киловатт-час электроэнергии придется заплатить по повышенному тарифу, а свыше 500 киловатт-час — по «экономически обоснованному» тарифу.
Заместитель главы ФАС Виталий Королев сообщил «Коммерсанту», что в среднем на одного человека в России приходится 89 киловатт-час электроэнергии в месяц, хотя в ряде регионов эта цифра намного больше — в Иркутской области, например, это около 225 киловатт-час электроэнергии ежемесячно. Он напомнил, что опыт введения социальной нормы оказался успешным в Крыму. И отметил, что подобная практика не только стимулирует принятие мер по энергосбережению, но и позволяет сократить перекрестное субсидирование.
В протоколе совещания у Козака отмечается, что гражданам, нуждающимся в социальной поддержке, планируется платить субсидии. Но может быть сокращено число категорий потребителей, приравненных к населению. То есть льгот могут лишиться садоводческие товарищества, гаражные кооперативы, хозпостройки, религиозные организации. Обсуждается поэтапная отмена льготных тарифов для жителей сельской местности, а также для квартир с электроплитами или электроотоплением.
Тарифы ЖКХ: только вверх
Тарифы на коммунальные услуги, в том числе электричество и газ, отопление и канализацию, горячее и холодное водоснабжение, регулярно повышаются в России с 2012 года. Они индексируются с 1 июля, чтобы не допустить роста инфляции.
С 1 июля 2017 года тарифы ЖКХ выросли в среднем по России на 4%. С 1 июля 2018 года, по заверению Минэкономразвития, предельный рост платежа граждан за коммунальные услуги не превысил 4%. Заметнее всего коммунальные тарифы выросли в Санкт-Петербурге и Якутии — на 6%. В Кемеровской области и Башкирии рост составил 5,9%, в Кировской и Новгородской областях — 5,5%. Менее всего тарифы ЖКХ выросли в Северной Осетии и Новосибирской области — на 3%.
В Москве с 1 июля коммунальные услуги подорожали в среднем на 5,5%. При этом тарифы на холодную воду и водоотведение увеличились на 7,5%, на тепло — на 3,67%, на горячую воду — на 4,4%. Подорожание электроэнергии составило в среднем в старой Москве от 0% до 7,3% в зависимости от типа плиты и вида тарифов (одноставочный или многоставочный). В Новой Москве тарифы на электроэнергию увеличились на 2,7-9,4%.
В августе 2018 года стало известно, что с начала 2019 года тарифы на услуги ЖКХ в России могут еще вырасти в связи с повышением на два процентных пункта ставки налога на добавленную стоимость. С предложением учесть при оплате услуг ЖКХ увеличение с 1 января 2019 года НДС с 18% до 20% выступило Минэкономразвития, объяснив это интересами поставщиков услуг. «Изменения налогового законодательства с 1 января 2019 года существенно повышают риск возникновения выпадающих доходов у ресурсоснабжающих организаций, что, в свою очередь, может привести к ухудшению их финансового состояния. Поэтому Минэкономразвития предлагает учесть соответствующие изменения в тарифах», — отметили тогда в ведомстве.