К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Хватит выбрасывать деньги. Чем заменить неэффективные тимбилдинги

Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency/Getty Images
Фото Sefa Karacan / Anadolu Agency/Getty Images
Мода на экзотические мероприятия, призванные сплотить коллектив, постепенно отходит. Совместное решение важных проблем сближает сотрудников больше, чем веревочные курсы

«Хватит выбрасывать деньги на тимбилдинги», — призывает генеральный директор Corporate Collaboration Resources Карлос Вальдес-Дапена в сентябрьском выпуске Harvard Business Review. Судя по тому, что все больше компаний уделяют внимание корпоративному волонтерству — практике добровольного участия сотрудников в социально-значимых инициативах, так считает не он один. Сегодня около 70% компаний, входящих в ТОП-100 Лондонской биржи, имеют собственные программы корпоративного волонтерства.

Ярмарка тщеславия закрывается

«Начальство арендовало зал в «Олимпийском» и устроило семинар по «онтологическому менеджменту» (онтология — философское учение о бытии. — Forbes). Ради амбиций одного человека нам целый день втирали что-то про морально-этические ценности», — рассказывает бывший сотрудник крупного российского банка. Примеры таких курьезных, а то и просто абсурдных мероприятий могут привести сотрудники многих компаний — симптом того, что расхожие представления о тимбилдинге не отвечают действительности.

Компании ожидают от подобных мероприятий развития горизонтальных связей, роста вовлеченности, мотивации и лояльности сотрудников. Но трудно найти менеджера, который не хотел бы достичь большего за те же деньги; к тому же и для сотрудников, и для клиентов во главу угла постепенно встает вопрос ценностей. «Для 80% миллениалов один из жизненных приоритетов — сделать мир лучше, и они тяготеют к брендам, которые соответствуют этому чаянию», — считает Роб Канделино, генеральный директор Unilever Hair Care U.S. Корпоративное волонтерство — возможность не словом, а делом доказать, что компания стремится не только увеличивать прибыль.

 

В 2014 году представители российского бизнеса создали Национальный совет по корпоративному волонтерству, в который входят более трех десятков крупных компаний. Конъюнктура возникла на фоне экономического кризиса, ухудшившего положение значительной части населения: «Выпячивать богатство, арендуя дорогие рестораны и приглашая звезд, уже не комильфо. Задача правильного корпоратива — объединить сотрудников и дать им возможность неформально пообщаться. Поэтому волонтерские акции подходят здесь идеально, ведь еще Экзюпери сказал, что, если хочешь научить двух разных людей уважать друг друга, надо дать им общее дело», — считает первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев.

Правда, волонтерство — не волшебная палочка для бизнеса. Проблем много, начиная с формализации, выхолащивания и «добровольно-принудительного» участия, заканчивая неспособностью многих некоммерческих организаций построить продуктивные отношения с компаниями. Разберемся со всем по порядку.

 

Как сплотить команду

Как-то раз мы с коллегами по работе, одетые в доспехи, сражались против исторических реконструкторов на стальных мечах и алебардах. Казалось бы, что может укрепить командный дух сильнее? Оказалось, много что и главным образом — совместное решение важных проблем. Я не помню, кто из коллег подпирал меня сзади, когда я толкался с закованными в броню рыцарями. Но я отлично помню, кто проявил принципиальность в тот момент, когда ставки были настоящими.

Корпоративное волонтерство в восприятии людей не так серьезно, как работа, но гораздо реальнее, чем то, что происходит на типичных командообразующих мероприятиях. Сотрудники вместе решают настоящую проблему: например, в нашем проекте «Полдень» с помощью специальных образовательных игр учат воспитанников детских домов необходимым для самостоятельной жизни социальным навыкам.

Решается проблема не абстрактно значимая, а та, которая волнует конкретных людей, — ведь участие добровольное. Сотрудники регулярно работают вместе, но при этом действуют неформально и вне иерархий. Они раскрываются как личности, говорят о важном, спорят, договариваются, преодолевают трудности. В такой атмосфере знакомства между людьми из разных подразделений компании становятся содержательными, а не протокольными. Конечно, сотрудник будет больше доверять тому, с кем он проводил тренинги для кризисных подростков, чем человеку, который случайно оказался с ним в одной команде на веревочном курсе.

 

Когда корпоративные ценности — не пустые слова

«Когда в Москве просят стричь ногти, за Уралом начинают рубить руки по локоть»; «Насколько ты бирюзов по шкале от 0 до Германа Грефа?» — цитировать шутки с конференций по корпоративной культуре можно до бесконечности, но, как известно, в каждой шутке есть доля правды: работать с ценностями и корпоративной культурой умеют далеко не везде.

Корпоративное волонтерство — это возможность поговорить с сотрудниками о ценностях компании, не промывая им мозги бессодержательным набором штампов, вовлекая в эту беседу людей с лидерским потенциалом, которые могут стать проводниками изменений в компании. Это отличная возможность узнать, каковы ваши люди на самом деле. Ведь они будут тратить свое личное время только на то, что для них по-настоящему значимо. Конечно, для этого и самому придется «поволонтерить» вместе с ними, но зато вы увидите то, чего вам не покажет ни одна фокус-группа.

«Легко написать манифест, но как сделать так, чтобы коллеги прониклись тем, что написано на бумаге? Возьмем пример с защитой окружающей среды. Без практического участия в заботе о природе документы останутся абстракцией. В этом году мы в партнерстве с «Чистыми играми» организовали командный экоквест для сотрудников и членов их семей. Этот проект соединил две ключевые ценности Diageo: мы ценим друг друга и гордимся тем, что и как мы делаем: наши люди не просто убирали парки, а делали это вместе со своими близкими в формате увлекательного соревнования», — рассказывает менеджер по коммуникациям и программам в области устойчивого развития «Diageo Россия» Дарья Боброва.

Как говорил Авраам Линкольн, можно обманывать всех людей некоторое время или часть людей все время, но всех и всегда обманывать не получится. Сейчас, похоже, настал тот момент, когда реклама и заверения руководства почти перестали действовать как на клиентов, так и на соискателей — компаниям приходится делом доказывать, что они на «светлой стороне силы».

«Мы действуем на крайне конкурентном рынке, и способность привлекать лучших людей имеет для нас критическое значение, — рассказывает замдиректора департамента внешних коммуникаций «Ростелекома»  Юлиана Соколенко. — Наши сотрудники уже почти 5 лет помогают проводить образовательные игры «Полдня» в детских домах, и если поначалу мы рассматривали это как социальный проект, то теперь видим вклад этой деятельности в наш бренд работодателя».

 

Проблемы корпоративного волонтерства

Было бы нечестно делать вид, что с корпоративным волонтерством все в порядке. Несколько лет назад мы проводили лекции и тренинги на красивом, с помпой, запуске программы в крупной российской компании. Я был в Москве, а коллега из региона написала в Telegram: «Здесь полный зал, человек 200». Раз есть KPI — есть и силовой сгон «волонтеров». В другой российской компании не использовали кнут, но количество пряников, на которых зиждилось хоть какое-то «волонтерство», переводило его в категорию альтернативно оплачиваемой сверхурочной работы. Наверное, стоит признать, что волонтерство — не для всех корпораций.

Другой большой проблемой является непонимание сотрудниками специфики социальной деятельности. Многие задачи, которые пытаются решить корпоративные волонтеры, крайне серьезны, и помощь «народными методами» часто приносит только вред. Например, подарки, которые так любят возить в детские дома на праздники, лишь усугубляют проблемы подростков. В результате компания вместо осмысленной деятельности получает очередной перформанс, не приносящий пользы ни команде, ни обществу.

«В корпоративном волонтерстве, как, собственно, и в бизнесе как таковом, важно, чтобы энергия людей была направлена на решение или предотвращение проблем, а не маскировку последствий, — считает вице-президент Unilever по корпоративным отношениям Ирина Бахтина. — Именно поэтому между новогодними выездами в детские дома с показательными утренниками и помощью фонду, оказывающему реальную психологическую и материальную поддержку семьям, усыновившим детей-сирот, я без колебаний выберу последнее».

С этой трудностью помогает справиться партнерство с профильной некоммерческой организацией. Специалисты НКО накопили большой опыт и понимание того, что работает, а что нет. Они же, как правило, обладают «ДНК волонтера» (мировоззрением, отношением, набором навыков и привычек), столь непонятной корпоративным менеджерам, привыкшим к иерархии, KPI, поощрениям и наказаниям, но без которой невозможно построить настоящее волонтерство.

 

Увы, далеко не все НКО — универсальная палочка-выручалочка. Мы («Игры будущего») организуем программы корпоративного волонтерства почти 4 года, работаем в большинстве регионов России, и вот неутешительный вывод: за очень редкими исключениями НКО или умеет решать проблему, которой занимается, или умеет работать с бизнесом, то есть де-факто является специфическим ивент-агентством под вывеской НКО. Исключения можно пересчитать по пальцам. Но пять лет назад таких организаций не было вообще, а сейчас все новые и новые учатся успешно сотрудничать с корпорациями.

Корпоративное волонтерство не является панацеей, и его использование в компании не всегда так просто, как хотелось бы. Но при умелом обращении оно дает больше преимуществ, чем обычные тимбилдинги.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+