Боевое импортозамещение. Россия стала независимой от «оборонки» Украины
Россия полностью заменила закупавшиеся у Украины двигатели и турбины для российских боевых кораблей и вертолетов на отечественные аналоги. Об этом заявил в пятницу, 14 сентября, вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в правительстве вопросы военно-промышленного комплекса.
«Вопрос зависимости от поставок с Украины закрыт и закрыт окончательно. Все болевые точки, которые, действительно, еще испытывали в 2014 году, пройдены», — подчеркнул Борисов (цитата по ТАСС).
Он уточнил, что в основном российское Вооруженные силы нуждались в вертолетных двигателях, производимых украинской компанией «Мотор Сич», а также турбинных установках и редукторах для корветов и фрегатов ВМФ России. Вице-премьер заверил, что российские НПО «Сатурн» и «ОДК-Климов» решили эту проблему. В настоящее время заканчиваются испытания и сертификация этого типажа техники и уже осуществляются поставки именно двигателей российского производства.
По словам Борисова, Москва смогла избавиться и от поставок украинской электроники для российской военной техники. Эта электроника, по его словам, «не носила определяющего значения» для Вооруженных сил России и «особого труда в замещении этой номенклатуры, хотя она и очень широкая, не было у российской промышленности».
По мнению российского вице-премьера, приостановка всех поставок нанесла непоправимый урон украинскому ОПК, потерявшему российский рынок сбыта, который для Киева будет сложно заместить. «Вопрос замещения украинской продукции оборонно-промышленного комплекса для России закрыт, такого вопроса больше нет», — подвел итог российский вице-премьер.
Ранее одним из основных поставщиков двигателей для российских боевых и гражданских вертолетов было украинской предприятие «Мотор Сич». В 2011 году Мотор Сич» и российский холдинг «Вертолеты России» заключили на авиасалоне «Дубай аэрошоу 2011» договор на поставку в Россию 1300 вертолетных двигателей (250-270 двигателей в год). Стоимость контракта, рассчитанного на пять лет, составляла $1,2 млрд.
Как пояснил тогда гендиректор украинской компании Вячеслав Богуслаев, контракт предусматривает поставки двигателей только для вертолетов, поставляемых по контрактам, имеющим коммерческую направленность. Поставки по гособоронзаказу контракт, заключенный в Дубае, не предусматривал.
После смены власти в Киеве в феврале 2014 года, воссоединения Крыма с Россией и начала вооруженного конфликта в Донбассе, произошел разрыв военно-технического сотрудничества между Москвой и Киевом и на поставки продукции «Мотор Сич» в Россию были наложены ограничения.
В том числе были прекращены поставки в Россию турбовального двигателя ВК-2500, предназначенного для модернизации средних вертолетов Ми-8МТ/Ми-17, Ми-24, Ми-14, Ка-32, Ка-50 и Ми-28. Российская Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) пообещала полностью заместить украинские двигатели российским аналогом. В апреле 2017 года глава корпорации Александр Артюхов доложил президенту России Владимиру Путину, что за год в России будет произведено 130 двигателей ВК-2500. «К 2019 году мы полностью закрываем вертолетные двигатели из Украины», — пообещал он (цитата по агентству ТАСС).
В сентябре 2018 года президент «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев заявил в кулуарах «Гидроавиасалона-2018» в Геленджике, что объем заказов из России для предприятия снизился с 2014 года в 10 раз. «Мы максимально выходили на $1,2 млрд, в этом году $600-650 млн будут. Мы теряем с каждым днем российский рынок», — отметил он.
Кроме того, украинскими силовыми турбинами компании «Зоря — Машпроект» оснащались российские фрегаты проекта 11356. Три корабля этого типа входят в состав ВМФ России. Строительство еще трех фрегатов приостановлено. Гендиректор Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь» Эдуард Ефимов ранее обещал, что если российские турбины для таких кораблей будут поставлены на предприятие в 2019 году, то новые три фрегата будут сданы флоту в 2020-2021 годах.